В третье воскресенье октября жители республики отметили мамин день. А 26 ноября, в последнее воскресенье месяца, – День матери в России. В народном творчестве образ матери вырастает до символического образа матери-Родины и сливается с образами всех матерей мира. И в целом размышления о простых вопросах жизни набирают образную силу через светлый идеал человека – воспоминания о детстве. Во многих песнях народов саха о матери присутствует мотив тоски и поиска самого доброго. Исполнители выбирают этот образ как наиболее подходящий для выражения идеи вечного преклонения и благодарности матери.
Мама – несомненно, самое дорогое и родное: как человек, как память, как слово… Хотя в истории человечества в разных странах это слово имело разное значение. В Древнем Риме так называли кормящих молоком женщин. Именно поэтому сейчас в зоологии класс млекопитающих животных называется латинским словом mammalia.
В бразильском фольклоре Мае-де-Ору Золотая мать – популярный символ во внутренних регионах юго-востока, среднего запада и северо-востока страны. Образ матери описывается так: красивая женщина с длинными золотыми волосами, появляющаяся в белом шелковом платье. В некоторых версиях легенды она имеет форму большого огненного шара, способного превращаться в красивую женщину. Главная особенность Золотой матери – находить спрятанные сокровища или даже месторождения золота. Кроме того, она считается защитником природы, в основном рек и гор.
В Российской империи у дворян использовалось слово «матушка», у горожан – «мамаша», а у купцов – «маменька». «Мама» – это слово вошло в обиход в ХХ веке, а «мамка» использовалось в значении «воспитательница», или на современный лад – няня.
Мама и мамка для современных людей привычны или даже неотличимы, а также применимы в определенных сферах деятельности. На компьютерном сленге «мамка» – материнская плата, к которой крепится микросхема процессора, памяти и других устройств. Однако в древности эти слова имели совсем другое значение и к родителям никакого отношения не имели.
В истории развития золотодобывающей отрасли также упоминались мамки. В книге «Утро золотого Алдана» (под редакцией А. Т. Тимшина) Иван Васильевич Сущенко, один из организаторов добычи золота на Алдане в 1920-е годы, описывает мамок так: «…Каждая артель имела «мамку», женщину, на обязанности которой было приготовление пищи, поддерживание в палатках чистоты и порядка, стирка белья. Мамка была полноправным членом артели, получала такой же пай золота. За штопку получала с «сынков» особую плату. Чаще это была жена какого-нибудь старателя.
Служащие управления обычно объединялись в «коммуны», по 15–20 человек в каждой, и нанимали себе «мамку» со стороны. Поскольку женщин на приисках было мало, вторых членов семей из-за недостатка продовольствия завозить не разрешалось, то «мамки» обычно зарабатывали не меньше, а даже больше любого старателя».
Не обошлось без неверных суждений. Сущенко описывает приезд специального корреспондента «Известий» ЦИК СССР и ВЦИК Зинаиды Владимировны Рихтер, которая «…пробыла на Алдане две недели. За это время она побывала почти на всех приисках, познакомилась с работами старателей, разговаривала с руководителями, рядовыми работниками, старателями и особенно с «мамками».
Ее, как женщину, интересовал приисковый быт, особенно роль «мамок» в работе старательских артелей. Все для нее было ново, необычно и, когда она возвращалась из своих поездок, у нее была масса вопросов, на которые ей надо было получить ответы.
Нам казалось, что на все вопросы она получила исчерпывающие ответы, что у нее должно было сложиться обо всем правильное представление. Но в своих корреспонденциях, опубликованных в «Известиях», и в своей книге «Золотой Алдан» Зинаида Рихтер неверно изобразила быт старательских артелей, оклеветала приисковых «мамок», необоснованно обвинив их в легком поведении.
Когда были получены на приисках «Известия» со статьями Рихтер, не только мы, но и старатели, в особенности «мамки», были глубоко возмущены. Несколько наиболее активных «мамок» пришли к председателю приискового комитета профсоюза горнорабочих тов. Нискубо и потребовали обсудить статьи Зинаиды Рихтер, написать опровержение.
Прииском на своем заседании с участием старост и «мамок» из многих артелей обсудил статьи Рихтер, отметил их необоснованность, направил в редакцию «Известий» свое решение и приложил коллективное письмо тридцати шести «мамок».
Разница этих двух слов – в эмоциональной окраске. Но извечная тема матери, тема женщины, которая оберегает свой очаг, воспитывая в своих детях такие чувства, как любовь, справедливость, уважение к старшему поколению, забота о ближнем, будет существовать вечно.
Л. ИВАШКИНА,
экскурсовод Алданского историко-краеведческого музея.