Для кого – мама, а для кого – мамка

В третье воскресенье октября жители республики  отметили мамин день. А 26 ноября, в последнее воскресенье месяца, – День матери в России. В народном творчестве образ матери вырастает до  символического образа матери-Родины и сливается с образами  всех матерей  мира. И в целом размышления о простых вопросах  жизни  набирают образную силу через светлый идеал человека – воспоминания о детстве. Во многих песнях народов саха о матери присутствует мотив тоски и поиска самого доброго. Исполнители выбирают этот образ  как наиболее подходящий для выражения идеи вечного преклонения и благодарности матери.

1928 г., июнь. Семья эвенков по дороге на Укулан
1928 г. Золотой. Выпечка хлеба на улице
1928 г. Золотой. Выпечка хлеба
1928 г. Первая телега по Укуланскому участку

Мама – несомненно, самое дорогое и родное: как человек, как память, как слово…  Хотя в истории человечества в разных странах это слово имело разное значение. В Древнем Риме так называли кормящих молоком женщин. Именно поэтому сейчас в зоологии класс млекопитающих животных называется латинским словом mammalia.

В бразильском фольклоре Мае-де-Ору Золотая мать – популярный символ во внутренних регионах юго-востока, среднего запада и северо-востока страны. Образ матери описывается так: красивая женщина с длинными золотыми волосами,  появляющаяся  в белом шелковом платье. В некоторых версиях легенды она имеет форму большого огненного шара, способного превращаться в красивую женщину. Главная особенность Золотой матери – находить спрятанные сокровища или даже месторождения золота. Кроме того, она считается защитником природы, в основном рек и гор.

В Российской империи у дворян использовалось слово «матушка», у горожан – «мамаша», а у купцов – «маменька». «Мама» – это слово вошло в обиход в ХХ веке, а «мамка» использовалось в значении «воспитательница», или на современный лад – няня.

Мама и мамка для современных людей привычны или даже неотличимы, а также применимы в определенных сферах деятельности. На компьютерном сленге «мамка» – материнская плата, к которой крепится микросхема процессора, памяти и других устройств. Однако в древности эти слова имели совсем другое значение и к родителям никакого отношения не имели.

В истории развития золотодобывающей отрасли также упоминались мамки. В книге «Утро золотого Алдана» (под редакцией А. Т. Тимшина) Иван Васильевич Сущенко, один из организаторов добычи золота на Алдане в 1920-е годы, описывает мамок так: «…Каждая артель имела «мамку», женщину, на обязанности которой было приготовление пищи, поддерживание в палатках чистоты и порядка, стирка белья. Мамка была полноправным членом артели, получала такой же пай золота. За штопку получала с «сынков» особую плату. Чаще это была жена какого-нибудь старателя.

Служащие управления обычно объединялись в «коммуны», по 15–20 человек в каждой, и нанимали себе «мамку» со стороны. Поскольку женщин на приисках было мало, вторых членов семей из-за недостатка продовольствия завозить не разрешалось, то «мамки» обычно зарабатывали не меньше, а даже больше любого старателя».

Не обошлось без неверных суждений. Сущенко описывает приезд специального корреспондента «Известий» ЦИК СССР и ВЦИК Зинаиды Владимировны Рихтер, которая «…пробыла на Алдане две недели. За это время она побывала почти на всех приисках, познакомилась с работами старателей, разговаривала с руководителями, рядовыми работниками, старателями и особенно с «мамками».

Ее, как женщину, интересовал приисковый быт, особенно роль «мамок» в работе старательских артелей. Все для нее было ново, необычно и, когда она возвращалась из своих поездок, у нее была масса вопросов, на которые ей надо было получить ответы.

Нам казалось, что на все вопросы она получила исчерпывающие ответы, что у нее должно было сложиться обо всем правильное представление. Но в своих корреспонденциях, опубликованных в «Известиях», и в своей книге «Золотой Алдан» Зинаида Рихтер неверно изобразила быт старательских артелей, оклеветала приисковых «мамок», необоснованно обвинив их в легком поведении.

Когда были получены на приисках «Известия» со статьями Рихтер, не только мы, но и старатели, в особенности «мамки», были глубоко возмущены. Несколько наиболее активных «мамок» пришли к председателю приискового комитета профсоюза горнорабочих тов. Нискубо и потребовали обсудить статьи Зинаиды Рихтер, написать опровержение.

Прииском на своем заседании с участием старост и «мамок» из многих артелей обсудил статьи Рихтер, отметил их необоснованность, направил в редакцию «Известий» свое решение и приложил коллективное письмо тридцати шести «мамок».

Разница этих двух слов – в эмоциональной окраске. Но извечная тема матери, тема женщины, которая оберегает свой очаг, воспитывая в своих детях такие чувства, как любовь, справедливость, уважение к старшему поколению, забота о ближнем, будет существовать вечно.

Л. ИВАШКИНА,

экскурсовод Алданского историко-краеведческого музея.

 

Читайте дальше