История трудовой деятельности  Центральных ремонтно-механических мастерских Алдана

С появления в 1927 году механических мастерских отсчитывают свою славную трудовую историю Центральные ремонтно-механические мастерские Алдана.

Если выражаться не сухими терминами и очень кратко, чтобы понять сложность  механизма, то драга – это огромный железный «монстр» размером с типовой пятиэтажный дом, который плавает, вгрызаясь в грунт мощными ковшами, и способен пропускать через свое чрево сотни кубов породы в час. Для нормальной эксплуатации драги требуется минимум 8–10 лет, тогда как срок полной амортизации драги составляет 20 лет. Если золотоносная порода заканчивается, то драгу переносят на другое месторождение.

Драга с полным правом может быть причислена к одним из самых выдающихся достижений техники. Она представляет собой комплекс сложных механизмов и устройств, смонтированных на плавучем сооружении – понтоне. Мощность драги характеризуется внутренним объемом ее черпака, который измеряется в литрах. Управление механизмами драги централизовано. Двигатели приводятся в движение при помощи паровых котлов. А котел – это сердце драги. Вот такая драга средней мощности заменяет 400 горняков, работающих на прииске. И это описание драги 30-х годов прошлого века.

Рабочий сезон механизма длится от 90 до 130 дней в году. В зимний период, когда работы не велись, драгу ставили на капитальный ремонт. Сменные детали, изготовляемые главным образом из чугуна, быстро изнашивались, что вызывало длительные простои. Восстановить старую драгу – задача не из простых. Приходилось искать нестандартные решения, чтобы соединить в одной машине устаревшие механизмы и схемы с современными системами управления и комплектующими.

А теперь – немного истории из жизни трудового Алдана со ссылкой на выдержки и воспоминания жителей Алдана тех лет из книг «Утро золотого Алдана» И. В. Сущенко, «Золотопромышленность Якутии» М. М. Хатылаева и так и незаконченной книги о ЦРММ  А. В. Петунина.

Бригада слесарей ЦРММ 1962-1963 г.
В ремонтной мастерской ЦРММ
Комбинат "Алданзолото". ЦРММ
Слесарь ЦРММ В. П. Ефимов
Кислородная станция, машинное отделение
Владимир Ильич Федосов (крайний справа) с 1993 года в ЦРММ
В. Ф. Егоров, В. Ф. Петунин
Петр Макарович Чигиринов у сверлильного станка

В первый год деятельности союзного треста летом 1925 года с Ленских приисков были доставлены две драги. Одна из них работала несколько лет на р. Жуе, а другая пролежала на берегу р. Олекмы. Обе драги были перевезены пароходами и выгружены на пристани Укулан на реке Алдан. В феврале 1926 года началась напряженная и сложная работы по перевозке частей драги на прииск Незаметный. Тяжеловесные части перевозили на лошадях, запрягая по 6–8 троек в одну упряжку. Монтирование этого крупного сложного механизма в тех условиях, при отсутствии соответствующей материальной базы являлось делом очень трудным и потребовало много усилий и смекалки. Не было никаких чертежей на понтоны для драг, не имелось и специалистов.

И уже 21 августа 1926 года драга № 1 им. Дзержинского была пущена в эксплуатацию на Нижне-Незаметном. Это была 210-литровая драга на деревянном понтоне с прерывистой цепью и паровым приводом.

После спуска драги на воду бригаде слесарей во главе с Александром Александровичем Недзвецким потребовалось всего полмесяца, чтобы закончить отладку работы котла, машины, черпачной рамы, элеватора. Вот что он вспоминает: «Вся работа, как по сборке драги, так и по другим механическим установкам, проходила в очень трудных условиях, особенно из-за недостатка квалифицированных рабочих. Часто приходилось самому брать инструмент и приступать к слесарной работе. Все  работники  были  направлены  на  Незаметный,  а  мне  поручили построить на Укулане временную механическую мастерскую для ремонта дражных и буровых частей. Одновременно меня назначили председателем комиссии по приемке и оформлению разного материала и оборудования, прибывшего с Ленских приисков и разгруженного в самом безобразном состоянии на берегу Алдана. Это были части двух драг, оборудование для механической  мастерской,  буры  Кийстон,  Эмпайр,  паровые  машины  и большое количество всевозможного материала и инструмента. Отдельных наименований было до полутора тысяч…». Позже А. А. Недзвецкий построил на Алдане еще 4 драги. За свой самоотверженный труд в 1932 году он был награжден орденом Ленина.

Так в 1927 году появились механические мастерские, которые в 1928 году были переименованы в машинно-ремонтный завод (МРЗ). Но сначала этот завод представлял  собой небольшие полукустарные мастерские. Мастерские  перевезли  с  Укулана,  разместили  в приспособленном здании, наняли сезонных рабочих и работа закипела. Первым директором длительное время был  М. Антонович.

По воспоминаниям одного из первых рабочих мастерских А. М. Даниленко, поначалу в них были установлены три токарных станка, один сверлильный и маленькая  кузница  с  ручным  горном. Крутить  трансмиссии  было  нечем, приделали  ручные  приводы  и  крутили  вручную.  Затем,  после  запуска элетростанции, перешли к электрическому приводу. Станков становилось все больше. К 1928 году мастерские стали самостоятельным подразделением треста с названием «Машинно-ремонтный завод». Так кратко именовалось учреждение по обучению основам рабочих профессий – для завода стали готовить рабочие кадры из людей, постоянно проживающих на приисках, взамен временных сезонных рабочих. А в 1932 году завод переехал в просторные, с паровым отоплением, цехи по улице Октябрьской, значительно расширил станочный парк и намного увеличил сложность и объем выпускаемой продукции. В деревянных зданиях в центре прииска расположились токарный, слесарный, модельно-литейный, кузнечный и электрический цехи, оснащенные соответствующим оборудованием и инструментами, обслуживающие нужды предприятия. На машремзаводе основной задачей  был ремонт и изготовление дражного оборудования, также производился ремонт экскаваторов, станков, шахтного оборудования, плавка чугуна. Со временем приобретались новые станки, расширялся спектр действия завода.

В 1962 году установлена электропечь ДСП-05, был налажен выпуск цветного литья. В электроцехе выполнялись работы по ремонту электродвигателей, трансформаторов. К нему  относился и сварочный участок, где занимались восстановлением черпаковых пальцев, роликов.

В начале 1960-х годов машремзавод стал называться Центральными ремонтно-механическими мастерскими (ЦРММ) и переехал в новые современные цехи в микрорайон Геолог. До начала 1990-х завод развивался: заработало оборудование нового литейного  цеха,  кислородной  станции,  в  цехе  механической  обработки появились новые станки, в том числе с числовым программным управлением. Тогда  на  заводе  трудились  свыше 400 человек. В  две смены  работали литейный и кислородный цехи, продукции производилось намного больше нынешнего.

В 1993 году мастерские переименованы в Алданский ремонтный энергомеханический завод (АРЭМЗ) и, как и ранее, были ремонтной базой «Алданзолото». Намного усовершенствовались технологии. Здесь начала действовать станция по выпуску кислорода, электродный цех по изготовлению сварочных электродов, цех нестандартного оборудования, цех сварки и наплавки, где производился ремонт бульдозерной техники, дражного оборудования. Давно был освоен выпуск чугунного и стального литья. Выпуск литых деталей и заготовок – такова задача литейного цеха. Он состоял из двух участков: стального и чугунного литья. Номенклатура отливаемых деталей превышает 200 единиц: коронки рыхлителей и венцы ведущих колес тяжелых бульдозеров, брони и футеровки мельниц, детали для дражного флота. Заказы  на  литье  поступали  главным  образом  с  Нижнекуранахской золотоизвлекательной фабрики, с драг. Это так называемые улиты, коронки на тяжелую землеройную технику, колосники для котлов. Работали на весь Алданский район: делали отливки для котельных, разного рода фигурные ограждения. К примеру, ограждение моста через реку Алдан в городе Томмоте и орден Победы, который венчает памятник на Мемориале Славы,  – тоже работа ЦРММ. На станках с числовым программным управлением достигалась высокая точность и качество обработки деталей. Завод являлся своего рода лабораторией и кузницей специалистов по литью. Из Запорожья приезжали специалисты и на базе завода испытывали сплавы. Прикомандированные из Запорожья специалисты даже задержались в Алдане, стали  руководителями мастерских. Так, Геннадий Федорович Макаров поработал в «литейке», затем  возглавил ЦРММ, Александр Иванович Гогун был главным инженером.

И все это благодаря людям, которые посвятили всю свою жизнь трудовой деятельности в ЦРММ. В одной статье о всех людях завода рассказать невозможно, отмечу лишь некоторых, о ком начинал писать А. В. Петунин.

Владимир Федорович Петунин пошел  работать на завод еще подростком в военные годы и жил заводом до конца дней. Как, впрочем, и многие рабочие, и инженерно-технические работники тех лет. В 1970-е, после замены кислородного компрессора, Владимир Федорович возглавил цех. Сам Александр Владимирович Петунин в детстве сначала носил обеды отцу, а потом и сам пришел работать на завод, начинал с простого чернорабочего.

Николай Арсентьевич Белов пришел на завод 3 февраля 1963 года, когда тот располагался еще на улице Октябрьской. Устроился обмотчиком в элекроцех. Из его воспоминаний: «Отработал две недели, затем меня директор завода Емельян Иванович Кузьмин перевел временно, по 4 разряду, на «кислородку». Там я и задержался на 35 лет, до выхода на пенсию. В этом цехе при мне работали П. М. Соснин, В. Сухоруков, В. Пупыкин, И. Н. Гудима. В 70-е, после замены кислородного компрессора, цех возглавил В. Ф. Петунин».

Александр Викторович Адамсон свою  трудовую  деятельность  начал  учеником токаря 19 февраля 1964 года в МРЗ. В механическом цехе ЦРММ проработал до начала июля 1966 года по 4 разряду. Наставником у него был Владимир Петрович Ефимов и  другие члены коллектива: мастер механического цеха Аркадий Петрович Мирохин, мастер слесарного цеха Андрей Яковлевич Беломестных, станочники Эдуард Звечаровский, Эдуард Маркин, Александр Иванов, Анна Перунова, а также работники производственного отдела Виталий Николаевич Нестеров, Борис Николаевич Кудрявцев. Проработал А. В. Адамсон до декабря 2012 года и ушел на пенсию.

Валерий Иннокентьевич Левенков пришел на завод после армии, в декабре 1967 года. И ему предложили стать мастером кислородного цеха. Валерий оказался в коллективе самым молодым и поработал там 5 лет. Вскоре его перевели нормировщиком, где он проработал 20  лет и стал руководителем отдела нормирования.

Петр Макарович Чигиринов пришел на завод вначале 1960-х в 16 лет и начал свою трудовую деятельность учеником слесарного дела. Стал слесарем высшего разряда, успешно освоил операции сверления, зенкования листов для бутарных бочек золотоизвлекательных фабрик, а также горячую посадку, запрессовку на малый черпачный барабан драги, на ведущие колеса экскаваторов, еще сверловку  венцов  поворотного  круга  шагающего  экскаватора и многое другое. Умел выполнять работу качественно и ответственно, ему всегда доверяли сложные задания. Проработав на заводе 40 лет, Петр Макарович ушел на пенсию по возрасту.

Александр Васильевич Полухин на заводе с 25 января 1972 года, в 2016-м вышел на пенсию.  Все заводские 44  года отработал  на кислородной  станции.

Александр Михайлович Трапезников на завод пришел осенью 1977 года. Устроился учеником фрезеровщика к Эдуарду Звечаровскому. После окончания вуза в 1982 году стал  мастером механического цеха  ЦРММ.

Вера Ананьевна Тугова поступила работать в Центральные ремонтно-механические   мастерские комбината «Алданзолото» инженером-конструктором 24 апреля  1976  года. Из ее воспоминаний: «Принимал  тогда  директор  А. Красноперов. При  нем  довелось  поработать  всего три месяца,  затем  директором  стал  Виктор  Андреевич Троцевский, который руководил  литейным  участком,  но  вскоре  его сменил окончивший Московский институт  стали  и  сплавов А. Тихомиров. Непосредственным моим начальником был Виталий Николаевич Нестеров. Он  руководил    производственным  отделом  до  1984  года, до  выхода  на пенсию.  В отделе трудились Валерий Иннокентьевич Левенков, Анна Перунова и Николай Витальевич  Нестеров». Долгие годы, в том числе лихие перестроечные, руководил заводом Анатолий Карпович Степанов. При нем отстроены и активно заработали многие новые цехи и участки.

Коллектив был достаточно большой и с хорошими специалистами на всех участках. Многие проработали не один десяток лет еще на старом заводе. Это В. А. Троцевский, В. Н. Нестеров, Б. Н. Кудрявцев, В. Г. Поминенко,  В. Ф. Петунин, Минак, токарь Э. В. Звечаровский, В. П. Ефимов, А. Иванов, А. Я. Беломестных, П. Садовник, А. Окладников, А. Марцик, П. М. Чигиринов, А. В. Адамсон, А. Чавкин, женщины-токари Н. Пупыкина, И. Коробейникова,  Хинельцева, Л. Сухорукова и многие другие.

Галя Царук пришла девчонкой и уже несколько десятков лет у токарного станка, Вера Ананьевна Тугова – грамотный специалист по технологии производства, Александр Иньков –  токарь-карусельщик, токарь Владимир Ильич Федосов, слесари Виктор и Александр Коржановы, Марина Николаевна Шамрай, Ирина Викторовна Степанова, Вера Григорьевна Лескова, в механическом цехе инструмент подготавливал Юрий Иосифович Азаров. Токарями были Б. Н. Кудрявцев, одно время он осваивал новый карусельный  станок. В «инструменталке»  работали Т. В. Кудрявцева и Лощилина, на мостовом кране – А. Грекова. Бригадиром цеха был Андрей Яковлевич Беломестных. В кузнечном цехе трудились Садовник, Л. Н. Колосов. Модельщики – Геннадий Александрович Ключенко, Виталий Михайлович Вшивцев, А.  Головачев. Им доставались редкие заказы. В цехе ремонта бульдозеров проводили  уникальные операции по восстановлению  импортной техники. В литейном  цехе  работали А. А. Прейма, Б. Стебловский, А. Н. Коржанов, руководители Буцкий и О. М. Митрофанова. В начале 1980-х пришли трудиться молодые специалисты  – энергетик  В. Я. Скрябин и механик С. Ю.  Шипицын. Многие прошедшие здесь обучение специалисты уходили на другие предприятия и  с успехом применяли и применяют еще сейчас полученные на заводе навыки и умения. Хочется сказать слова благодарности всем тем, кто проработал и до сих пор работает в ЦРММ, вспомнить с уважением и тех, кого уже нет в живых.

Нынешний собственник и директор завода – Валерий Яковлевич Скрябин. Благодаря ему предприятие продолжает существовать и приносить пользу городу и району. Сейчас в коллективе около 20 человек. Заказов от района поступает немного, но жизнь завода продолжается. Завод поставляет для населения и предприятий города чистейшую питьевую воду, а также кислород, азот и сжатый воздух. Хочется пожелать этому предприятию процветания, дальнейших успехов и благополучия и достойно отметить свое столетие в 2028 году.

Н. Чигиринова.

Читайте дальше