Об экзаменах, летнем отдыхе, ремонтах и инновациях. Интервью с начальником Департамента образования Алданского района

Завершился очередной учебный год. Школьники направились на долгожданные каникулы, выпускники прошли через первые главные испытания в жизни – выпускные экзамены, а работники образовательных учреждений занялись организацией и проведением запланированных ремонтно-подготовительных мероприятий. Об итогах учебного года, о том, что ожидает детей во время каникул, как школы и детсады проводят ремонтную кампанию и какие инновации в системе образования нас ждут, рассказала начальник Департамента образования Алданского района Елена Ивановна Хрущ.

— Завершились выпускные экзамены.  Каковы их результаты и были ли какие-то новшества в этом году  при проведении государственной итоговой аттестации?

—  В этом году школы Алданского района окончили 167 выпускников одиннадцатого класса и 515 девятиклассников. Уровень сдачи ЕГЭ в целом на уровне республики,  высокие результаты наши ребята показали на едином государственном экзамене по биологии, истории, английскому языку, физике, есть обладатель 100 баллов по русскому языку – Глеб Легостаев из Алданского лицея. Одно из новшеств этого года – дополнительные дни для проведения ЕГЭ – 4, 5 июля.  Одиннадцатиклассникам разрешено пересдать один экзамен по выбору, если они недовольны своими результатами и хотят повысить балл. Так, 4 июля на пересдачу экзамена пришли те, кто не получил аттестат, 8 выпускников пересдавали математику, остальные – предметы по выбору, чтобы увеличить балльность.  Также для выпускников вернулись серебряные медали. Напомню, с 2014 года медали не делились на золотую и серебряную,  десять лет мы работали с одной медалью – «За особые успехи в учении». Основным требованием для ее получения было наличие отличных оценок за 10-й и 11-й классы по всем полугодиям и 70 баллов по русскому языку и математике или пятерка по математике, если выпускник выбирал базовый уровень при сдаче ЕГЭ.  В этом году на золотую медаль, как и прежде, надо было набрать  по 70 баллов за обязательные предметы,  на серебро – завершить обучение с отметками «отлично» и не более двух отметок «хорошо» и получить не менее 60 баллов по русскому языку и по одному из сдаваемых учебных предметов. В результате у нас 15 золотых и 9 серебряных медалистов. Конечно, медаль дает преимущество при поступлении, в некоторых вузах за нее дополнительно добавляется 15-20 баллов, также дополнительные баллы дают значок ГТО, волонтерство.

Что касается ОГЭ, то система ГИА в 9-х классах становится максимально приближенной к ЕГЭ с технической стороны проведения экзаменов. Сразу отмечу, что мы очень тесно работаем с нашими предприятиями – Алданским филиалом АО «ДРСК» «ЮЯЭС», АЦРБ, МЧС, Ростелекомом, который нам устанавливает видеонаблюдение. Мы уже несколько лет сканируем ответы одиннадцатиклассников, а теперь – и у 9-х классов непосредственно при ребенке мы сканируем и отправляем его экзаменационные листы. В этом году администрация района выделила 2 млн рублей на приобретение 20 высокоскоростных принтеров-сканеров  «Куосера», которые мы раздали по образовательным учреждениям.

– И как девятиклассники справились с экзаменами?

–  В этом году, к сожалению, экзамены не сдали 112 детей, которые придут теперь на пересдачу  в сентябре. Причем  44 ребенка из них не сдали по одному экзамену. Основной предмет, с которым 9-классники зачастую не справляются, — это математика. В этом году ее не сдали 24 выпускника. Также трудно им определиться и с предметами по выбору.  В 2022 году, когда учащиеся 9-х классов для получения аттестата стали сдавать 4 экзамена, у нас на повторный курс остались 51 ребенок. В прошлом году – 59 детей, это порядка 11 % от общего количества учеников, 26 из них не сдали один экзамен. Из-за этого ребенок не может поступить, он теряет целый год, хотя, может, не сдал не основной предмет, а по выбору, ту же географию.  Поэтому хотелось бы, чтобы дети, не планирующие поступать в вузы, могли поступать без экзаменов в политехникум, который предлагает большой выбор специальностей. А уже по окончании ссуза при желании продолжать образование.

— Как проводится в районе летняя оздоровительная кампания?

— Традиционно  мы организуем летние пришкольные площадки, в этом году их 20. В каких-то школах они отработают один или два сезона, в с. Хатыстыр, например, пришкольный трудовой лагерь будет открыт на три сезона. Также при Центре дополнительного образования организован трудовой отряд, где на благоустройство города все три летних месяца будут работать по 10 подростков. Кроме того,  у ребят есть возможность провести каникулы в лагере отдыха «Берег дружбы», на первый сезон туда заехали 204 школьника.  Правда, отмечу, в 2024 году туристического кешбэка на летние лагеря для детей нет, и стоимость путевки достаточно высокая.

Еще группа детей отправится на летний отдых в Краснодарский край и в лагерь «Сосновый бор» в Якутск.  Но, к сожалению, по этим направлениям  в текущем году также выделили меньше квот.

— Пока школьники отдыхают, образовательные учреждения готовятся к их приему осенью. Расскажите, какая работа запланирована на летний период, чтобы ребята пришли первого сентября в оборудованные классы.

—  В этом году завершается национальный проект «Образование». В рамках проекта мы получим  учебное оборудование по направлению «Цифровая образовательная среда»: три большие панели и 32 ноутбука для школы № 20 с. Хатыстыр. По направлению  «Точка роста» школа № 25 с. Большой Нимныр получит МФУ и то оборудование, которое ей предложат в рамках проекта. Из бюджета района для этого выделен 1 млн рублей, на эти средства  будут закуплены парты, цифровое оборудование, полностью создано оформление в соответствии с брендбуком.  Кроме того, за счет средств регионального проекта «Успех каждого ребенка»  приобретены современные уличные тренажеры для школ № 1 в Алдане и № 36 мкр. Алексеевска, также спортивное оборудование  получит  Томмотская санаторно-курортная школа.

Дополню, в прошлом году за счет средств нацпроекта «Образование» 8 школ района были оснащены государственной символикой – возле алданских  школ № 1, 2, 9, школы с УИОП, в Томмоте, Нижнем Куранахе установлены флаги. В этом году мы подали еще 8 таких заявок, надеемся, ближе к августу все получим.

— Два года назад  в рамках программы модернизации объектов образования был облицован фасад Алданского лицея. На 2024 год была запланирована реконструкция фасадов зданий еще четырех школ района. Ремонтные работы на этих объектах будут проводиться?

—  В программу модернизации школьных систем образования мы вошли в 2022 году с фасадом Алданского лицея, здание было утеплено и облицовано керамогранитом. Теперь здесь очень тепло. В таком же ремонте нуждаются первая и вторая школы, гимназия г. Алдана и пятая школа в п. Ленинском.  К сожалению, средства на этот год нам не выделили. Однако проект продолжается, и мы в этой программе есть.  Кроме того, с 2025 года начнется реализация нового проекта по капитальному ремонту дошкольных учреждений.  Мы уже подали заявку – опять-таки на  ремонт фасадов зданий пяти наших детских садов.

Также отмечу, что в этом году начнется строительство детского сада в Томмоте на 75 мест. В данный момент мы ожидаем заключения Министерства образования и Минэкономики по спецификации и затем подписания соглашения  между администрацией МР «Алданский район» и застройщиком – АО «АК «ЖДЯ».

–  А какова на сегодня ситуация с комплектованием ДОУ?

–  Комплектование в детские сады усиленно проходит по всему району, и мы отмечаем, что детей в этом году мало. Во всяком случае, на сегодняшний день родителей обратилось на 300 человек меньше по сравнению с прошлым годом.  Наша задача сегодня – сохранить детские сады. Поэтому всем, кто хотел бы устроить ребенка в детский сад, мы предлагаем места, и если раньше принимали детей с двух лет, то теперь – с одного года двух месяцев. Но желательно, конечно, чтобы ребенок умел самостоятельно держать ложку.

Отмечу, в Алданском районе 19 детских садов, а также есть дошкольные группы в пяти школах. Все они отработали этот учебный год хорошо, дети посещали много мероприятий, в том числе в рамках Года детства, Года семьи.

– Елена Ивановна, известный резонанс получило решение перевести детский сад «Радуга» в здание «Журавлика» в Нижнем Куранахе. Что Вы скажете по этому поводу? Насколько мы знаем, сейчас в «Журавлике» готовятся к капремонту?

– Детский сад «Журавлик» построен в 1995 году площадью в 1 958  кв. м. Для сравнения:  здание «Радуги» 1968 года постройки имеет площадь всего 776 кв. м. Ранее, когда мы проводили комплектование детских садов, то увидели, что «Журавлик» посещают всего 30 детей, две группы полностью закрыты. При этом, в отличие от многих других детских садов в районе, этот сад построен по одному из лучших проектов: у него есть отдельный вход в каждую группу, достаточно места для игр, для отдельных спален, имеются два зала по 75 кв. м – спортивный и актовый, бассейн. А в «Радуге», к слову,  приспособили для проведения мероприятий комнату всего 36 кв. м. К тому же время от времени прокуратура района запрашивает у Департамента образования о состоянии здания «Радуги» – детскому саду в этом году 56 лет. И я просто не могу позволить таким прекрасным условиям  в «Журавлике» оставаться не востребованными в полной мере, поэтому «Радуга» будет сюда переезжать. Родители возмущаются  этому решению. Но, отмечу, «Журавлик» рассчитан на 150 детей, в «Радуге» сейчас 78 детей, так что они все здесь поместятся.

В «Журавлике» начинается капитальный ремонт. Администрация МР «Алданский район» выделила для этого 30 млн рублей, они разыграны, поступило 8 заявок, конкурс выиграл якутский застройщик. В помещениях  предстоит кое-где выровнять стены, проложить кафель, самые сложные ремонтные работы проведут в бассейне, который предстоит полностью реконструировать.

Ремонтные работы в «Журавлике»

Ну а в здание «Радуги» переселится Нижнекуранахская детская школа искусств. Почему так? Мы несколько раз участвовали в федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий» с селом Кутана. На этот год пытались войти в эту программу, чтобы построить школу-сад в Якоките, а поскольку нужно было заявить два проекта, то взяли еще строительство школы искусств в Нижнем Куранахе. Все знают, что сегодня Нижнекуранахская музыкальная школа, где обучаются 220 детей, занимает половину крыла здания гимназии. В 2023 году по Якутии было подано 36 заявок, из них в федеральную программу отобрали всего 15, но ни одна не прошла, то есть второй год мы не можем попасть в программу строительства.  Поэтому предложили переселить школу искусств в освободившееся здание детского сада. Наше предложение руководитель школы Дина Наильевна Лунева и начальник Управления культуры Алданского района Анастасия Леонидовна Помалейко встретили с большим энтузиазмом. Тем более что Нижнекуранахская ДШИ смогла войти в нацпроект «Культура» и получит средства  на реконструкцию в рамках программы реконструкции и капремонта учреждений культуры.

Также отмечу, что кроме детского сада «Журавлик» большой ремонт – на 8 млн рублей – пройдет и в детском саду «Колобок» в Алдане.

– Какие мероприятия в сфере образования намечены к реализации в будущем учебном году в рамках указа главы республики о социально-экономическом развитии района?

– В целом в указе главы республики  определены ремонт и строительство 13 объектов образования в Алданском районе. Один из них – это строительство школы. Школу мы планируем на 500 мест на площади 2 гектара, она должна быть очень современной, с хорошей пришкольной территорией, большой спортивной площадкой. В центре города, к сожалению, такой  большой свободной территории мы не нашли, только в мкр. Геолог. В планах – перевести туда школу с УИОП, где сегодня обучаются 344 ребенка, а ее здания передать под Центр дополнительного образования.

– Сегодня больше внимания стали уделять развитию физкультуры и спорта. В том же указе главы республики предусмотрено строительство и обновление материально-технической базы спортивных объектов.

– Отмечу, что в этом году 50 школьников: 12 из с. Хатыстыр и 38  из Алданской ДЮСШ принимали участие в Спартакиаде учащихся  республики «Спортивные якутяне». Спартакиада  идет весь год по разным видам спорта, и то, какие места занимают наши ребята, позволяет набирать очки району.  У нас функционируют две спортивные школы. По линии Министерства спорта РС (Я)  планируется большая реконструкция Алданской ДЮСШ – будет обновлен стадион, построен дополнительный спортивный зал. В прошлом году 1 миллион 400 тысяч рублей были выделены на  модульный спортивный зал Алданской гимназии по программе «Киокусинкай – в школу». Жители города следили за его строительством. В конце января текущего года спортивный зал был открыт.  Теперь за лето предстоит заасфальтировать территорию, установить ограждение, освещение, выполнить предписания, которые дал Роспотребнадзор по устранению недочетов внутри помещения, в частности установить перегородки в санузле, доработать душевые. Надеемся, с сентября гимназисты уже начнут там заниматься, ну а после обеда, во внеурочное время, – будут проходить занятия по киокусинкай.  Также в этом учебном году отремонтировали спортивный зал в Угояне. К слову, в Угояне, Хатыстыре очень хорошо работают с населением: каждый вечер сельчане приходят и играют в волейбол в школах.

– Алданский район – не единственный, где некоторым школам не хватает учителей. Но какая работа проводится по привлечению специалистов в учреждения образования?

– Мы имеем 63 вакансии по педагогам. К началу учебного года руководители детских садов и школ несут персональную ответственность за выполнение учебного плана. И когда директор школы подает вакансии, мы видим, что у нас практически в каждой школе, за исключением первой и второй школ, по одной параллели учащихся.  Получается, к примеру, географии  – 10 уроков в неделю, а ставка – 18 часов. Ну кто пойдет работать на 10 часов? Поэтому, к сожалению, учителя не приезжают. У нас сегодня высокая штатная замещенность в школах. Но учебный план в каждом общеобразовательном учреждении в районе выполнен. При этом когда указывают на высокую заработную плату учителей, никто не говорит о том, что она достигается из-за перегруза, когда математик ведет еще физику или информатику, а то и черчение. Это, конечно, результат той оптимизации, которая  в свое время проходила в школах, когда ради экономии приходилось  изменять нормативы и сокращать количество классов.

Сейчас в Российской Федерации приходят к единым учебным стандартам. У нас одна образовательная программа, и даже дни каникул  в следующем году будут едиными по всей стране.

Что касается пополнения кадров – наши директора школ стараются привлекать специалистов, многие сегодня переучиваются на курсах переподготовки, правда, отмечу, не всегда качественно. Специалист районного Департамента образования дважды в год выезжает в Якутск на ярмарку педагогических профессий, которую проводит Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова. С 2019 года мы принимаем участие в федеральной программе «Земский учитель», за пять лет к нам приехали три специалиста – учителя математики в школы № 1, 2, 4. К сожалению, в этом учебном году квоту на Алданский район по этой программе не дали.

В качестве мер поддержки педагогам, которые приехали и снимают жилье, администрация МР «Алданский район» оплачивает ежемесячно по 10 тысяч рублей. Отмечу, сегодня пяти нашим педагогам оплачивается жилье по договору найма. В небольших населенных пунктах, таких как Ыллымах, Большой Нимныр, Чагда,  у нас есть возможность предоставить жилье. Также для этих целей имеются пять квартир в доме в мкр. Солнечном, есть квартира в Н. Куранахе. В этом плане нам большую помощь оказывает АК «Железные дороги Якутии».  Вот и сейчас в строящемся доме по ул. Дивизионной будет выделена одна квартира для учителя.

–  В этом году в школьной программе появились «Разговоры о важном»,  открылись первичные отделения РДДМ «Движение первых». Ожидаются ли новации в системе образования в новом учебном году?

– Каждый понедельник в школах начинается с исполнения гимна, поднятия  государственного флага и «Разговоров о важном» — нововведение этого года, на занятиях школьникам рассказывают о юбилейных датах, крупных праздниках, исторических личностях, значимых событиях.  С 2023 года  в школах введены должности советников директоров по воспитательной работе. У нас это 29 человек на 12 ставках.  Функционируют первичные отделения российского движения детей и молодежи. На двух ставках работают три куратора «Движения Первых», которые также занимаются организацией патриотических мероприятий.

С 1 сентября 2024 года во всех школах страны появится новый учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» – вместо ОБЖ в 8–11-х классах. Цель нового предмета – формировать у школьников патриотическое сознание, гражданскую ответственность, навыки самозащиты и выживания в экстремальных ситуациях.

Также для 1–9-х классов будет введен новый предмет «Труд (технология)» с использованием центров образования «Точка роста», информационных технологий. То есть это не будет труд  в том виде, как раньше, когда девочки что-то шили, а мальчики занимались на уроках столярным делом, это будет робототехника, которую сейчас преподают в рамках допобразования. Преподаватели технологии на уроках должны будут формировать у детей представление о роботизированных системах, развивать навыки конструирования, моделирования, учить применять IT в производстве.

От имени Департамента образования района благодарю коллективы наших образовательных учреждений, родителей за их труд, понимание, терпение. Предприятия, которые оказывают нам материальную помощь, особенно для поездок детей на спортивные мероприятия, –  АО «АК «ЖДЯ», ОАО «ДРСК» «ЮЯЭС»,  ПАО «Селигдар». В рамках Года семьи и Года детства Департаментом образования и школами проведено много мероприятий, постараемся их продолжить до конца 2024 года. 29 июня прошел общероссийский выпускной бал, наши ребята получили аттестаты и, надеемся, выбрали профессию по душе. Надеемся, что многие из них вернутся в Алданский район инженерами, учителями, врачами. Желаю всем здоровья, оптимизма, благополучия, успехов!

Ольга Горбачева.