В феврале отмечается День экскурсовода. Учредителем этого праздника стала Международная ассоциация экскурсоводов, и впервые он был отмечен в 1990 году
Профессия экскурсовода появилась в СССР к 1960-м годам, и это является одной из причин того, что основные характеристики профессии, а также требования, которые предъявляют потребители и аттестующие органы в разных странах, отличаются друг от друга. Все зависит от того, как общество в целом, турбизнес и непосредственный потребитель – экскурсант воспринимают экскурсию, и какую роль они отводят разработчику и исполнителю экскурсии – экскурсоводу.
Из истории экскурсионного дела
Теоретики экскурсионного дела единодушны в том, что предпосылки профессии экскурсовода сформировались еще во второй половине XIX века, в эпоху, когда для общественного посещения открылись музеи, картинные галереи и другие подобные им объекты, где были сосредоточены различные артефакты, произведения искусства и редкости. Их показ требовал участия специалистов, являющихся музейными сотрудниками, или привлекаемых на определенный период волонтеров из числа наиболее образованных, эрудированных местных жителей. В то же самое время в развитых странах мира стали проводится международные промышленные выставки, где были представлены выдающиеся достижения научно-технического прогресса, что привлекало в места их проведения большое число посетителей. Для обслуживания гостей требовались компетентные люди, способные вести показ объектов.
Наряду с техническими и гуманитарными знаниями первым экскурсоводам необходимо было знание иностранных языков. В этот период туризм перестал быть элитарным, наряду с аристократами стала активно путешествовать буржуазия. С помощью гидов легко снимался языковой барьер при посещении выставок, ярмарок, галерей, музеев и других достопримечательностей.
Формируются первоначальные заказы на экскурсионные услуги. Экскурсии не всегда были платными, в разных местах волонтеры – учителя, студенты, люди разных профессий работали не ради денег, а во имя некой собственной идеи: кто из патриотических побуждений, кто из желания повысить собственную самооценку, кто ради пропаганды определенных идей и знаний.
Постепенно экскурсионная работа из музеев и территорий выставок распространилась на показ отдельных достопримечательностей и объектов туристического интереса. Наряду с такой деятельностью педагоги организовывают экскурсии для наблюдения за различными природными явлениями, выезды на производственные объекты для наблюдения за производственным процессом. В экскурсиях по местам памятных событий и известных людей происходило приобщение школьников к историко-культурному наследию. Особая роль отводилась поездкам по сакральным, святым местам, где учитель или иное лицо, стоявшее во главе группы, был в роли организатора мероприятий, направленных на духовное совершенствование учеников, приобщение их к религиозным ценностям. Таким образом, еще не сложившись, не оформившись, экскурсия стала выполнять роль, связанную с воспитанием и пропагандой определенных ценностей.
Одна из главных заслуг методистов и экскурсоводов 1970–1980 гг. состояла в обогащении содержания экскурсий своими знаниями, полученными во время учебы на исторических, филологических, географических и других факультетах высших учебных заведений страны. Эти специалисты позволили экскурсиям стать содержательными и отвечающими принципу научности. Их приход в Бюро путешествий и экскурсий (БПиЭ СССР) обеспечил создание объемной и качественной методической документации экскурсиям, что позволило в дальнейшем подняться на более высокий уровень. Им поручались самые ответственные экскурсии для делегаций, иностранных и статусных гостей. Периодически проводились конкурсы на лучшую экскурсию, посвященную определенной теме.
В 1990-е годы экскурсионное дело, как и на всем постсоветском пространстве, испытало глубокий кризис. Экскурсии были не востребованы, экскурсионно-методические отделы закрылись, экскурсоводы и методисты были сокращены, а экскурсионно-методическая документации в значительной степени утрачена. При помощи Министерства спорта и туризма и открытий туристических предприятий удалось избежать полного исчезновения экскурсионной деятельности.
Со временем появились новые формы экскурсий: с элементами анимации, с игровым приключением, которое принято обозначать термином квест, велоэкскурсии и т. д. Эти новые формы требуют от экскурсоводов новых подходов и навыков. Но инновации не отодвигают классические экскурсии. Ведь профессия экскурсовода имеет определенное сходство с профессией актера, режиссера и сценариста в одном лице, что способствует подстраиванию под разные «сцены».
Экскурсоводы Алдана
В Алдане должность экскурсовода тоже начиналась на добровольных основах. В далекие 1930-е годы сначала появился минералогический музей, в создании которого принимали участие главный инженер треста «Якутзолото» И. П. Лебедкин – основоположник геологической службы на Алдане, ученый с мировым именем Ю. А. Билибин. Располагался музей по улице Дивизионной. 22 ноября 1933 г. распоряжением исполкома райсовета был организован историко-краеведческий музей, который должен был располагать экспозициями по истории золотодобывающей промышленности действующих на тот момент предприятий, залом «Фауна Алданского района», а также археологическими находками во время разработок приисков.
Музей за годы своего существования перемещался с одной крохотной площади на другую – в художественную мастерскую, пионерскую комнату кинотеатра «Самородок», в 1980 г. – в старое деревянное здание по улице Октябрьской.
Староалданцы Вепрев, Красноперова, Шабалин.
В середине 1960-х годов при художественной мастерской совместно с клубом боевой и революционной славы музей работает на общественных началах. В старом здании по ул. Октябрьской («Славянский двор») располагалась художественная мастерская, одна комната была отдана музею. Комбинаты «Алданзолото», «Алданслюда», ТУГРЭ, «АЯМтранс» оформили стенды по становлению и развитию предприятий. Были и картины Я. Д. Скрябина.
Экскурсоводы музея – ветераны Алдана – люди, много сделавшие для развития района. Это члены Алданского филиала Якутского республиканского клуба трудовой и революционной славы В. А. Мельников, В. М. Шабалин, И. Е. Вепрев, К. А. Азина, Н. И. Комаровская и другие.
Большая работа по сбору документов, переписка с ветеранами была проведена в 1970-е годы Верой Васильевной Токаревой. В 1980 году музей возглавила Валентина Михайловна Серова.
Валентина Серова. 1974 г.
Решением райисполкома за № 628 от 19 сентября 1989 г. под музей была передана одна из красивейших построек 1930-х гг. по улице Горького, где располагался РК ДОСААФ. К слову, здание музея – это уже сама история, начавшаяся в далеком 1937 г. Строила его славившаяся в те годы бригада мордвинов во главе с Героем Советского Союза Максимом Степановичем Жадейкиным.
Вера Васильевна Токарева.
В то время работала одна заведующая Надежда Алексеевна Тарабанова. Уже в конце декабря 1990 г. открылся первый зал – выставочный. Прошла первая выставка, одна из самых лучших за годы существования музея. На ней были представлены работы художников Г. Н. Никитина, Н. Е. Марфусалова, В. Н. Долгова, Г. А. Чебанова, А. М. Невзорова, В. С. Нечаева, Ирины Калининой, Галины Бурляевой, Галины и Бориса Седовых, Александра Хоменко, Веры Смазновой.
В 1991 г. в музее уже сложился небольшой, но стабильный коллектив. К 1995 г. работало 7 экспозиционных залов, за 10 лет было проведено 69 выставок профессиональных и самодеятельных художников, декоративно-прикладного искусства, детского творчества, фотовернисажи. Экскурсии проводили Людмила Дмитриевна Сартакова, Людмила Николаевна Павлюченко, Оксана Михайловна Гусакова, Марина Петровна Перцева.
Людмила Николаевна Павлюченко.
На 1 июля 1999 г. основные фонды музея составляли 29 600 наименований, работало 9 залов. Но 27 августа случился пожар…
Для воссоздания многолетнего труда сотрудников музея сразу же поддержали ветераны и глава администрации улуса С. П. Литвиненков. Сохранен статус музея, поставлена первоначальная задача – восстановить к 55-летию Великой Победы зал славы наших земляков, создается попечительский фонд, решается вопрос с размещением зала.
Оформляет выставку Оксана Михайловна Гусакова.
Редакция газеты «Алданский рабочий» предоставила рабочий кабинет, творческий потенциал сотрудников восстанавливается. Помощь оказало республиканское управление по делам музеев во главе с Н. С. Эртюковой, также не остался равнодушным Н. Р. Ябловский. Н. Е. Попов, в прошлом музейный работник, предложил помощь Таттинского музея.
В результате поисков в марте 2000 г. было выбрано здание по ул. Октябрьской,19. С ремонтом и приобретением дополнительных площадей помогли руководители крупнейших алданских предприятий. Музейные работники вели поисково-собирательную работу, объездив район, посещая сотни семей, и к 2003 г. фонды музея насчитывали более 20 тыс. экспонатов.
По обновленным 6 залам, тематическим и выездным выставкам для жителей и гостей города проводили и проводят экскурсии Лариса Владимировна Баева, Марина Владимировна Фролова, Надежда Федоровна Бондарева, Александр Владимирович Петунин, Елена Викторовна Иванова, Людмила Александровна Грызлова, Анастасия Владимировна Сапожникова, Анастасия Александровна Гущина, Дария Петровна Васильева, Екатерина Евгеньевна Силоч, Галина Вадимовна Великоростова, Наталья Петровна Чигиринова, Татьяна Александровна Калинина. Труд этих специалистов отражается не только в пределах стен здания, даже сбор текстового материала для печати или опубликовании в электронных ресурсах распространяется по республике и за ее пределами.
Хочу лично поблагодарить каждого сотрудника, с кем я работаю, учусь и узнаю новое! Слушая историю алданских событий, посетители, как никто, честно выразят вам свою похвалу!
Л. Ивашкина, экскурсовод АИКМ.