День театра. Режиссер: ключевая фигура на сцене и в семье

Наш собеседник вырос в Алданском театре юного зрителя, где и получил путевку в жизнь: режиссер, актер, педагог, прекрасный семьянин – Евгений Александрович Гузман.

— Когда Вы впервые задумались о профессии режиссера? Что было первичным в выборе – желание  стать актером или режиссером?

— Это произошло само собой, произвольно. Будучи еще самодеятельным артистом, я всегда работал над ролью еще и самостоятельно, чуть глубже и чуть тщательнее, чем требовал от меня режиссер. И эта работа обрастала определенными навыками. В любой театральной студии мы все время активно пользуемся этюдной практикой. И вот именно в этюдах, когда учениками придумываются сюжеты, когда прорабатываются постановочные моменты, решаются творческие задачи, как правило, и происходит первое становление режиссерской мысли. Эту самостоятельную мысль молодого человека, выходящего на сцену с какой-то ролью, еще сложно назвать в полный голос режиссерской, тем не менее она уже присутствует. Как-то так. Что касается первичности в выборе профессии, то, конечно, первичной была актерская деятельность. Когда я пришел в театральную студию, то вообще ничего не знал: как это, что это, на каком языке все делается. И, как я уже сказал ранее, первые актерские работы пробудили режиссерскую мысль.

А когда Вы уже задумали приобрести профессию, связанную с театром, то были  уверены в выборе факультета – актерский или режиссерский?

— Мы с ребятами из ТЮЗа поступили в училище культуры, и специальность наша была «руководитель театрального коллектива, режиссер театра». С первых дней нас обучали именно драматургии: анализировать, разбирать событийный ряд. А предметы, связанные с актерским мастерством, шли в комплексе.

Сколько Вам было лет, когда Вы впервые подумали о сцене? В каком возрасте уже вышли на нее, как актер?

— Шел 1992 год. И мне было 11 лет. По приглашению одноклассницы Ани Вороновой я пришел в театральную студию при Алданском театре юного зрителя. Кстати сказать, этот шаг я сделал не из-за великой любви к театру. Мной двигали совсем другие чувства. Мне просто на тот момент нравилась эта девочка. В этом же возрасте я  вышел на сцену. Елена  Павловна Воронкова, режиссер ТЮЗа, сразу дала мне роль. Помню, это был ковбой в театрализованной игровой программе. Хорошо запомнилась реплика: «Командиров нам не надо, командиром буду я»!

То есть Ваш творческий путь начинался в стенах Театра юного зрителя?

— Совершенно верно, как и у многих работников культуры Алданского района. Театр был всегда своеобразной кузницей кадров. Сначала это были студийные работы, а чуть позже режиссер Наталья Николаевна Булгакова (Звездина, примеч. авт.) стала занимать нас в своих спектаклях. Тогда не было сотовых телефонов, и мы приходили в ТЮЗ общаться. В стенах детского театра зарождалась настоящая дружба на годы. Были какие-то определенные традиции, которые неукоснительно исполнялись, мы верили в это все, как в святое дело.

— А что было дальше? Как Вы пришли уже к своей цели и стали режиссером?

— А дальше нас, молодых и амбициозных ребят, для которых ТЮЗ стал хорошей стартовой ступенью, судьба направила в Биробиджанское училище культуры, окончив которое, мы вернулись на родину, в Алдан, полные планов и творческих идей. Здесь я поработал в качестве режиссера. Были свои самостоятельные постановки, отличная практика и хорошая поддержка старших товарищей по цеху. А дальше – поступление в Екатеринбургский государственный театральный институт. Именно там я получил квалификацию – артист драматического театра и кино. Но опыт работы режиссера, приобретенный в Алдане, очень помогал. Я поступил на службу в Серовский драматический театр им. А. П. Чехова. Мощный, настоящий, честный, хороший театр. Случались, конечно, антрепризы и другие проекты. Но настоящий опыт работы был приобретен на профессиональной сцене Серовской драмы.

2024 год объявлен Годом семьи. Евгений Александрович, Вы не против, если мы поговорим о Вашей семейной династии? Насколько я знаю, Ваша мама работала актрисой в Театре юного зрителя. Это она повлияла на выбор профессии?

— Как Вы поняли,  повлияла одноклассница. Ситуация парадоксальная, мама пришла в театр позже. По образованию она – педагог начальных классов, окончила Биробиджанское педагогическое училище, какое-то время преподавала, потом работала в Центре детского творчества, вела кружок вязания. Она у меня спортсменка, активистка. Долгое время работала на метеостанции метеорологом, а в сложные 1990 годы пришла в театр за подработкой, но потом ее раскрыли как талантливую актрису.

— Где Вы встретились со своей супругой?
— С Ариной мы встретились в Серовском драматическом театре. На тот момент она еще не была актрисой, работала в костюмерном цехе и периодически играла роли в эпизодах. Нужно отметить, что у Арины глубокие театральные корни. Она родилась и выросла в театральной семье. Ее мама – актриса, сейчас она работает заведующей труппой театра, а ее отец, которого, к сожалению, уже нет в живых, был директором театра. Арина окончила тот же Екатеринбургский государственный театральный институт. Обучалась сначала на курсе Вячеслава Ивановича Анисимова, моего мастера, у актера, театрального деятеля – Олега Борисовича Гетце. Оканчивала институт заочно, и, будучи актрисой Алданского ТЮЗа, которой является по сей день, Арина ездила на сессии. В тот момент у нас уже родились Марк и Лева.

— Ваша супруга тоже актриса. Что это – судьба, случай, или…?

— Ну, видимо судьба.

— Когда муж и жена в одной профессии, это помогает или мешает?

–У нас помогает. Мы очень ответственно, очень уважительно относимся к профессии. И если спектакль, то весь день настроен только на него. И это касается любой нашей творческой работы.

— Чем живет Ваша семья вне работы?

– Работа занимает львиную долю жизни. А вообще мы любим очень свой дом, и поэтому, если у нас есть свободное время, что-нибудь созидаем в доме, строим, улучшаем какие-то свои условия. Мы очень любим рыбалку. Бываем заняты лодками, моторами – у нас наконец-то появились свои суда, маломерные. Любим все, что касается якутской тайги, домашнего очага, рыбалки. А еще любим чистить снег. Собираемся в выходные, едем к деду с бабушкой, у которых большие площади снега. Любим приготовить что-то вкусненькое вместе.

— Говорят, что три сына – это уже футбольная команда. А Ваши трое сыновей – это футбольная команда или творческая?

— Кстати, дед приучил мальчишек к командной игре. И они с удовольствием занимались два года, но сейчас занялись настольным теннисом. У среднего Левы, он учится в четвертом классе, есть тяга к творчеству. Он уже выходил на сцену Центра молодежных инициатив с монологом. Занимается в вокальной студии Натальи Валентиновны Челондаевой, принимает участие в спектаклях Дома культуры. Даже хочет, вроде, стать артистом. А Марк, пятиклассник, такой серьезный парень, больше технарь: он что-то изобретает, пилит. Ему нравилось с дедом заниматься в токарной мастерской. Хотя его все равно привлекают в школе, и он играет в новогодних утренниках. Делает вид, что ему это как-бы не совсем по душе, но, по факту, видно, что ему это тоже нравится. Семе три года, он пока не определился, у него еще все впереди.

А кем Вы их видите в будущем? Хотели бы, чтобы они пошли по Вашим стопам?

— Наша позиция такая, что мы никого ни к чему не склоняем, но поддерживаем их увлечения. И всегда учим доводить любое начатое дело до конца. Взялся – значит сделай. Но если кто-то выберет такую же профессию, против не будем. Расскажем нюансы, чтобы они были готовы.

— Семейное счастье – какое оно?

— Семейное счастье у каждого свое. Я, наверное, назову вещи очевидные. Это уважение и помощь друг другу, конечно, честность, доверие, открытость. А еще нужно сразу проговаривать любые вопросы, чтобы снять все недомолвки и недосказанности.

— Вас по праву можно считать многодетным отцом, ведь Вы еще являетесь преподавателем в Нижнекуранахской школе искусств, возглавляете театральное отделение. Расскажите о ваших учениках и школьном коллективе. Какие творческие работы Вы уже успели сделать с ребятами?

– В Нижнекуранахской школе искусств у меня два класса, две возрастные категории. Младшим ребятам 10–12 лет, старшим – 13, но есть и 15-летние. Обучаются ребята четвертый год. За это время мы уже наработали репертуар. У младшего класса: «Не надо врать» М. Зощенко. В прошлом году мы выпустили спектакль «Как было написано первое письмо» Р. Киплинга. У старшего класса состоялись спектакли «Зимы больше не будет» В. Ольшанского и «Каштанка» А. П. Чехова. Сейчас мы репетируем «Федорино горе» К. Чуковского. Это будет интерактивный спектакль, ориентированный на детские сады. Есть мысль устроить даже гастроли в рамках проекта «Театр без границ». А со старшими мы репетируем детективную историю «Детский отдел» по пьесе Анны Богачевой. Участвуем в конкурсах и фестивалях. Занимаем высокие призовые места. К сожалению, в Алданском районе театральный фестиваль только – «Золотая сказка», которую организовывают  тюзовцы, есть отдельная номинация в районном фестивале «Музыкальная мозаика». И все. Плюс есть общешкольные творческие проекты, участие в отчетных концертах.
Обучающиеся очень интересные, самобытные… Они набирались все-таки по конкурсу. А конкурс у нас немаленький.

— Каковы творческие планы, связанные с Годом, объявленным в республике Годом детских театров в учреждениях культуры?

– У нас в Нижнем Куранахе существует проект «Театральная среда». Как только у нас готова премьера, мы в любую среду организовываем показы для учащихся нижнекуранахской гимназии или школы № 4. Такая игра слов получается: в среду погружаем учащихся в театральную среду, то есть в театральную атмосферу. И, конечно, показ спектакля «Федорино горе» на детских площадках.

Евгений Александрович, в Вашей творческой семье есть еще и взрослые дети – театральная судия «Незаметный театр» и студия при Нижнекуранахском ДК «Металлург». Расскажите немного об этих коллективах.

— Студия в Нижнем Куранахе носит название «Энергичные люди». Это взрослое объединение. Люди разных профессий, творческих, и не только, но питающих особое отношение к театральному творчеству, собираются, общаются, репетируют. Не всегда у нас все стабильно, как, впрочем, и во всех самодеятельных коллективах, где люди заняты на производстве и по долгу службы вынуждены пропускать репетиции. Тем не менее потихонечку работаем, нам это нравится. И зрителям тоже. Кстати, 2 марта вышла новая премьера «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова. Мы взяли эту пьесу еще в прошлом году, в начале сезона. Но в связи с командировками занятых артистов приостановили работу. Зато выпустили водевиль и новогоднюю сказку. Сейчас мы стараемся закрыть все гештальты и реализовать задуманное. У нас классная, интересная труппа. Они «горят» на сцене. Администрация Дома культуры поддерживает, все необходимое достается, находится. Работаем с удовольствием.

— Люди каких профессий собрались под крышей этого театрального коллектива?

– У нас есть люди с профессиональным образованием. Есть артист, который имеет московскую театральную школу за плечами. В коллектив входят вокалисты ДК и художественный руководитель Данил Обуткин. Так же в составе – фактурный красавец, работающий на тяжелой технике, крановщик и камазист Сергей Сологуб. Он работает в энергетической компании, обслуживающей линии электропередач. У нас есть директор школы восьмого вида, прекрасная актриса Мария Ивановна Гаврилова-Кузнецова. В этом году к нам добавились несколько человек – работники «Полюса Алдан», одна из них – Кристина Терентьева, инспектор по технике безопасности, заканчивает в этом году Санкт-Петербургский университет. То есть совершенно разношерстный коллектив, но все имеют какую-то страсть, многие с детства на сцене.

— А «Незаметный театр»?

– Это такой интересный коллектив! Когда рождался этот бренд, когда искали название для этого коллектива, хотелось, чтобы он был неЗАМЕТНЫЙ театр. У нас даже в эмблеме это отражено. По факту у нас получилась такая студия, больше похожая не на театральный коллектив, а на клуб, где мы собираемся, общаемся, делимся новостями. У ребят есть возможность посоветоваться со взрослыми, со мной, с Еленой Борисовной Щербаковой, художественным руководителем Центра молодежных инициатив, который является домом для нашего коллектива, поделиться своими переживаниями, порой семейными неурядицами, зная, что здесь выслушают, поймут, подскажут. Мы играем в настольные игры, занимаемся актерским мастерством. И во всех мероприятиях Центра мы стараемся участвовать и вносить посильную помощь. В этом году состоялась игровая новогодняя программа, выполненная студийцами самостоятельно.

— Чем создание спектакля для взрослых отличается созданием спектакля для детей?

– Когда находишь материал, сразу отдаешь себе отчет, что это будет. Если детская сказка, то, наверное, она озорная, с какими-то юмористическими моментами. Другой просто будет способ существования на сцене, другой подход и какие-то другие музыкальные акценты. А вот взрослая… Если это комедия, она подразумевает легкость, некое хулиганство. А если серьезная вещь, то с глубокомысленными монологами. Для постановщика это очевидные факты.

— Чем вы руководствуетесь в выборе пьес?

– В первую очередь хорошей драматургией. Так учила меня первый мастер в Биробиджанском училище культуры. То есть не брать малоизвестных драматургов, которые поверхностно пишут. Надо искать сначала материал, а это очень непросто. Для того чтобы выбрать пьесу, я анализирую репертуар других театров, смотрю, что где идет, что где ставится. Есть какие-то модные вещи. В этом году я наткнулся на пьесу, которую много ставят: «Трудный экзамен» Гульнары Искалиевой, энергетика из Астрахани, драматурга-любителя. Ее поставили уже многие театры. В этом году премьеру выпустил колледж культуры нашей республики. Режиссер – директор колледжа Захар Николаевич Никитин. По ней устраивают творческие лаборатории, битвы режиссеров, когда несколько человек берут ее в постановку, а потом жюри оценивает, чья интереснее. И вот эта пьеса удивительным образом сразу мне «зашла». И я думаю, рано или поздно она «выстрелит». А вообще руководители самодеятельных коллективов выбирают пьесу, чтобы было распределение. Наша задача показать всех желающих. Мы поэтому что-то там придумываем, дописываем. Иногда бывает, что завязка в пьесе классная, сюжет мог бы быть сумасшедшим, но драматург написал, например, второй акт как-то не так. И берешь на себя ответственность, что-то переписываешь, чтобы в спектакле все сошлось. У каждого режиссера, и я не исключение, есть «копилка», где есть материал по разным возрастным категориям. И я туда складываю пьесы, которые ожидают своего часа.

— Почему театр не теряет своей актуальности?

– Потому что это уникальное искусство. Сиюминутное. Потому что зритель, приходя туда, испытывает настоящие эмоции. Потому что каждый спектакль не похож на другой. Потому что атмосфера зрительного зала зависит от настроения людей. Поэтому театр никогда не потеряет своей актуальности. Отрадно, что, после пандемии особенно, люди стали ценить живое общение. Залы полны. Билетов нет. И это наблюдается даже у нас на периферии. И это не может не радовать.

— Представьте себя вновь подростком. В Вашей жизни нет этой девочки Ани. Вы не зашли еще на сцену ТЮЗа. Что Вы бы поменяли? Выбрали бы другой профессиональный путь?

—  Не знаю, но то, что имею, меня максимально устраивает. Есть очень классное высказывание римского императора Марка Аврелия: «Делай, что должен, и будь что будет». Я этого придерживаюсь.

 Максим Солдатов.

Читайте дальше