Liberty art – это небольшая уютная мастерская керамики, расположившаяся на третьем этаже торгового центра «Алдан». Вообще, у ее хозяйки – Екатерины Пурдышовой есть мечта, что когда-нибудь это будет огромная студия с панорамными окнами, через которые можно наблюдать за сидящими за гончарными кругами людьми. Ну а пока все максимально просто, но довольно эстетично. Устроившись за столом с куском глины, который должен был по моим задумкам превратиться в кружку, мы поговорили с Катей о том, как из мечты развить бизнес, сколько стоит оборудовать свою студию керамики и вообще – зачем это нужно.

Из экономиста – к гончарной мастерской

Екатерина родилась в Алдане. После окончания школы уехала в Хабаровск, получила экономическое образование и практически 10 лет проработала в этой сфере. И, признается, сама не знала, что все эти годы, как оказалось, в ней скрывалась творческая натура.

«Я думала, что я математик, видимо, потому, что у меня хорошо получалось задачи решать, — смеется Катя. — Но внезапно случилось озарение: я поняла, что хочу заниматься керамикой. Года два я вынашивала эту идею. А в прошлом году была в Санкт-Петербурге и записалась на мастер-класс по гончарному делу, мне так понравилось, я просто влюбилась в глину и в итоге решилась создать свою мастерскую».

Рассказывает, ни с кем не поделившись своей идеей, даже с семьей — боялась, что вдруг начнут отговаривать, Екатерина купила гончарный круг, печь для обжига и сняла в аренду помещение. И только когда пришло оборудование, призналась мужу. К слову, супруг любимую половинку в ее стремлении открыть свое дело поддержал и помог обустроить мастерскую – длинные деревянные стеллажи, на которых сейчас размещаются инструменты, краски, разные штучки для работы и готовые изделия, сделаны его руками. Помимо собственных вложений, Екатерина также получила небольшую господдержку на развитие бизнеса в размере 150 тысяч рублей, обратившись в Центр занятости населения, написав и защитив свой бизнес-проект. На эти средства приобрела еще один гончарный круг и вытяжку в помещение мастерской. И в сентябре этого года студия керамики официально распахнула свои двери.

Не бойся начать!

«У меня была идея-фикс, что я буду работать на мастер-классах. А потом пришло понимание, что хочу делать посуду на заказ, но пока, честно, ни времени не хватает, ни сноровки. Хотя заказы уже есть. Планирую взяться за них уже в начале нового года. А сейчас занимаюсь с детьми, разработала специальную учебную программу. Дети с пяти лет приходят на индивидуальные занятия, еженедельно, в субботу и воскресенье, занимаются группы – по три человека. Мы занимаемся час, сначала лепим в разной технике, на следующем уроке расписываем, декорируем глазурью», — рассказывает Екатерина.

Приходят в мастерскую и взрослые, но чаще все же вместе с детьми. Я тоже пришла на мастер-класс с первоклашкой-племянником, с порога заявившим: «Я не смогу». «Ой, я это уже слышала», — смеется Екатерина. При этом никто еще не ушел из мастерской без авторской работы, под бдительным руководством мастерицы все успешно справляются. Надо сказать, что приготовлений к мастер-классу немного: на столе лежит уже намешанная глина на подложках, Екатерина выдает скалки, рассказывает, что можно слепить — кружку, тарелочки. Чуть посложнее — лепить чашки, домики для свечек. В принципе, отмечает моя собеседница, можно реализовать любые творческие фантазии.

Пока мы делаем на раскатанной глине наброски для своих будущих шедевров, рядом гудит муфельная печка – при температуре в 1200 градусов обжигаются уже чьи-то эксклюзивные вещицы. К слову, после того, как изделие слепили и раскрасили и до того, как вы сможете унести его из мастерской домой, оно проходит несколько этапов, весь процесс занимает около трех недель. Первую неделю изделие стоит на полке и обсушивается, потом утильный обжиг — это когда глина превращается в керамику, далее покрывается глазурью и снова в печь, чтобы получился глянцевый эффект, после чего готовое изделие можно забирать.

 

 

— А что ребятам больше нравится делать на мастер-классах?

— Им все нравится, — отмечает Екатерина. – Мы делаем изделия из глины в технике ручной лепки и работаем за гончарным кругом.
И все же, несмотря на то, что у многих глина ассоциируется именно с гончарным кругом, хозяйка мастерской советует своим гостям начинать с лепки. На самом деле, говорит Катя, работа за гончарным кругом не так легка, как кажется. А ручная лепка позволяет поближе познакомиться с материалом, включить фантазию. Кроме того, лепка развивает моторику рук, способность переживать яркие кинестические ощущения.

«…Глина такая штука, она быстро высыхает… Та-ак, смачиваем пальчики», — наставляет Екатерина. Под ее руководством мы с племянником дружно катаем жгутики. Глина – эластичный материал, и если что-то пошло мимо, можно убрать и подравнять. Тем не менее, при работе с ней нужна аккуратность: надо не просто слепить, но и хорошо загнуть, загладить все швы в единое целое, потому что в печке изделие может треснуть, как впоследствии случилось с моей кружкой – при обжиге у нее треснула ручка. Зато у племянника, который поначалу глину даже в руки взять боялся, а потом настолько увлекся, что забыл про свои сомнения и страхи, вылепленная тарелочка оказалась чудо как хороша и будет презентована маме в качестве новогоднего подарка.

Главное – эмоции

В арт-терапии глина считается идеальным природным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим. Не существует противопоказаний и возрастных ограничений, чтобы заниматься гончарным делом. Простые размеренные движения помогают материализовать мир чувств и эмоций.

«Мне хочется, чтобы люди дали себе возможность свободно мыслить и творить, смогли отвлечься от повседневной суеты. Многие ведь даже не разрешают себе этого сделать, потому что у всех семьи, дети, работа, заботы, — говорит Катя. – Лепка из глины это своего рода антистресс. Глина очень успокаивает, расслабляет. Когда лепишь, забываешь про все. Гости удивляются: «Ой, а что уже два часа прошло?».

Вообще в гончарной мастерской, как и в любом творчестве, считает Екатерина, не должно быть плохих эмоций. Поэтому всегда предупреждает гостей, чтобы не рассчитывали получить здесь фабричное изделие. Да, возможно, оно будет «кривенькое, странненькое», как говорит собеседница, но это будет эксклюзив, штучная работа, в которую ты вложил душу, получил удовольствие от процесса и результат. «У меня, кстати, нет шаблонов. Только сейчас вот для кружки сделала лекало, потому что вижу, что ее бывает сложно изготовить. Всегда говорю своим гостям – делайте так, как вы видите. У ребятишек порой случается психоз, что нет готового образца, но я сразу говорю: «Так, терпение, вдох — выдох…». Они успокаиваются, собираются, и потом детская фантазия просто зашкаливает», — рассказывает Екатерина.

Интересуюсь, вспоминается ли ей самая необычная за это время работа. Говорит, да. Одна из учениц, к примеру, сделала для себя супницу в виде уточки: глаза, носик, лапы… Очень интересная вещь получилась. А еще дети придумали цеплять игрушку на чашку. На стеллажах я как раз увидела стоявшие на просушке такие чашки с цепляющимися за бортики забавными зверушками. Очень понравились камелечки для свечей, да и другие учебные изделия не менее интересны. Кстати, глина без краски после обжига тоже очень красива. Вообще, рассматривая детские работы, не перестаешь удивляться тому, какая перезагрузка происходит у ребят во время занятий творчеством.

Кстати, о том, что здесь нет шаблонов, говорит и само название студии — Liberty art, которое переводится как свобода искусства. «Я вижу, что некоторым это сложно, но когда преодолеваешь эту сложность, то понимаешь, что твоя фантазия безгранична. Дети сразу начинают: вот здесь так можно сделать, а здесь так, раскрываются, и мне это нравится», — говорит Екатерина.

— А саму что вдохновляет, как придумывается разный декор?

— Я не художник, мне сложно рисовать. Поэтому я заглядываю за идеями в приложение «Пинтерест», но в процессе всегда добавляю что-то свое. А вообще, вдохновение можно находить во всем.

— Насколько, на твой взгляд, хендмейд популярен у алданцев?

— Мне кажется, что большинство людей сложно раскачать на творчество. Например, семейные пары непросто уговорить, чтобы пришли «погончарили». Да и пап с детьми в мастерской я еще не видела. Я же хочу работать для тех, кто понимает искусство, кто готов освободиться от посторонних мыслей, создать что-то своими руками.

Работа мечты

…Ну вот, наши работы готовы. Осталось добавить надпись на кружку и орнамент на тарелку – для этого есть специальные штампы, и нанести краску… К слову, именно краска один из самых дорогих материалов для керамики. Ее привозят из Москвы и Санкт-Петербурга. Там же заказывают и глину – в месяц, подсчитывает Екатерина, уходит порядка 20 кг.

Глядя на расставленную на стеллажах керамику, не могла не спросить, есть ли желание открыть при мастерской сувенирный магазинчик. Возможно, кому-то бы приглянулась милая вещица с полки в качестве сувенира.

— У меня на будущее большие планы, много идей, связанных с гончаркой. Воплощаться они будут, конечно, не быстро, я все делаю в своем темпе – медленно, но верно, — делится собеседница.

Студия керамики Liberty art работает меньше года, и пока удается заработать только на аренду, но ее хозяйка уверена, что в будущем она станет достаточно популярным местом: помимо учебных занятий и отдельных мастер-классов, на которые может прийти любой человек, здесь можно интересно и необычно провести и школьные каникулы, и детские праздники, ведь культурно-познавательный досуг это всегда здорово! Для детей побывать в настоящей гончарной мастерской и объединиться за увлекательным занятием — это новый опыт, да еще и собственноручно сделанный трофей у каждого остается. А уж яркие впечатления от результатов творчества точно гарантированы.

Пока в студии нет фиксированного графика. Как правило, она открывается под конкретное занятие. Но здесь рады всем гостям, кто стремится к творчеству и созиданию и хочет создать своими руками оригинальные керамические вещицы, способные украсить и сделать уютным любой дом. Ну а тем, кто только присматривается, можно заглянуть в ВК-сообщество нашей героини https://vk.com/libertyartceramicaaldan и побольше узнать о том, как глина превращается в искусство.

«Сейчас очень модно определять свое призвание по дате рождения. И я на интуитивном уровне пришла к тому, что хочу заниматься творчеством. А недавно моя приятельница, которая увлекается нумерологией, рассчитала, что успешная сфера деятельности для меня – это творчество. Выходит, я нашла дело своей мечты», — говорит Екатерина.

Ольга Горбачева.

Читайте дальше