6 августа – День железнодорожника. Коллектив акционерной компании «Железные дороги Якутии» встречает профессиональный праздник с высокими показателями. Уже в первом полугодии 2023 года по сравнению с прошлым годом результаты работы Компании выросли вдвое. Растут объемы, растут доходы, и это позволяет коллективу якутских железнодорожников решать многие вопросы.
За пять лет сделано многое
Так, объем пассажирских железнодорожных перевозок вырос в 3,1 раза с 2019 года, достигнув в 2022 году отметки в 285,6 тысяч человек. В первом полугодии 2023 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показатели работы Компании «Железные дороги Якутии» выросли вдвое, и этот темп значительно выше, чем у РЖД: если пассажирооборот РЖД вырос на 13,5 %, то в ЖДЯ этот показатель увеличился на 51 % и составил 166,9 млн пассажиро-километров. Всего в первом полугодии 2023 года «Железные дороги Якутии» перевезли 182,8 тысячи пассажиров, что на 45 % больше, чем в 2022 году.
Один из главных факторов увеличения количества пассажиров – это оптимальные логистические схемы перевозок, с минимальным простоем вагонов на станциях переприцепок от поездов АО «АК «ЖДЯ» к поездам АО «Федеральная пассажирская компания». Кроме того, АО «АК «ЖДЯ» предоставляет услуги трансфера от железнодорожного вокзала Нижний Бестях до Якутска, используя мультимодальную схему перевозок, которая включает в себя железнодорожный, автомобильный и речной транспорт.
Также расширяется и география перевозок. С начала августа 2019 года были открыты новые маршруты для пассажирских поездов в России. Теперь можно добраться до Благовещенска без пересадок, а с января 2020 года без пересадок можно путешествовать от Нижнего Бестяха до Хабаровска. В декабре 2020 года было открыто еще одно направление – беспересадочное сообщение между Нижним Бестяхом и Иркутском. С июня 2021 года курсирует новый пассажирский поезд от Нижнего Бестяха до Тынды, открыто новое направление до Владивостока, куда можно уехать ежедневно. Летом 2022 года запущен новый пассажирский поезд, который чередуется с поездом до Тынды и следует от Нижнего Бестяха до Благовещенска. Таким образом, железнодорожный транспорт обеспечивает связь Республики со всеми субъектами Дальневосточного федерального округа.
2019 год для «Железных дорог Якутии» стал знаковым – в постоянную эксплуатацию была сдана железнодорожная линия Томмот — Якутск. В том же году объем перевезенных грузов составил 6,6 млн тонн. На рост объемов перевозки повлияло увеличение погрузки угольной продукции, отправляемой со станций Чульбасс и Денисовский угледобывающими компаниями, а также увеличение объемов перевозки нефтепродуктов до станции Нижний Бестях.
С открытием пассажирского движения до Нижнего Бестяха произошел рост количества перевезенных пассажиров – в 2019 году было перевезено 93,1 тыс. пассажиров.
Более 1,6 млрд тонно-километров составил грузооборот по итогам 2020 года, что выше уровня 2019 года в полтора раза. 2020-й стал знаменателен для Компании преодолением рубежа в один млн тонн груза, доставленного до станции Нижний Бестях. Основную долю грузов составляют нефтепродукты, строительные грузы, грузы в контейнерах и продовольствие.
Вместе с тем, ситуация с распространением COVID-19 и введение в республике ограничительных и карантинных мероприятий не позволили Компании достигнуть в 2020 году запланированного объема пассажирских перевозок. Однако активная рекламная работа, удобная мультимодальная схема доставки пассажиров до г. Якутска, открытие новых билетных касс и новых направлений беспересадочного движения от ст. Нижний Бестях до Хабаровска, Благовещенска, Иркутска, Владивостока обеспечили возможность максимально снизить влияние пандемии коронавируса. И, в 2020 году Главой республики Акционерная компания «Железные дороги Якутии» была отмечена, как одно из немногих предприятий, которое смогло увеличить объемы выручки.
На рост выручки повлиял значительный объем оказываемых Акционерной компанией услуг по строительству объектов инфраструктурного и социального назначения. Так, в 2020 году выполнялись работы по строительству подъездного пути и развитию погрузочной станции к обогатительной фабрике «Инаглинская-2» по договору, заключенному с ООО «Колмар». Кроме того, по договору с ОАО «РЖД» были выполнены работы по реконструкции разъезда Окурдан Дальневосточной железной дороги.
В 2021 году АО «АК «ЖДЯ» выполнило поставленную правительством республики задачу – максимально повысить транспортную мобильность якутян и качество перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Новая схема пассажирского сообщения обеспечила значительное сокращение времени поездки от станции Нижний Бестях до Хабаровска, Благовещенска, Иркутска, Владивостока. Показатели пассажирского комплекса Компании возросли. Объем перевозки пассажиров составил 163,9 тыс. человек, или 160 % к плану и 206,9 % к уровню 2020 года. При этом пассажирооборот составил 139,9 млн пассажиро-километров, что составляет 265,1 % к плану и 283,4 % к уровню 2020 года.
Парк пассажирских вагонов АО «АК «ЖДЯ» пополнился пятью новыми вагонами. Это 3 вагона-ресторана, 1 купейный вагон и 1 плацкартный. Всего парк пассажирских вагонов составил 40 единиц.
Объем грузоперевозок составил 7,382 млн тонн, обеспечив стопроцентное выполнение плана.
В 2022 году по инфраструктуре АО «АК «ЖДЯ» перевезено 8,5 млн тонн грузов. Парк пополнили еще 10 пассажирских вагонов, а для организации летних перевозок было арендовано у АО «Федеральная пассажирская компания» 12 пассажирских вагонов.
В этом же году началось строительство новой железнодорожной станции Тит для возможности вывоза железной руды с Сиваглинского месторожения (АО «Мечел»).
Также Компания продолжила строительство подъездного пути от станции Нижний Бестях к причальной стенке на реке Лена. Реализация этого инвестиционного проекта нацелена нее только ускорить и упростить доставку грузов в контейнерах, но и получить прямой доступ к Северному морскому пути.
В феврале прошлого года начал работу контейнерный терминал «Мархинка» для временного хранения и приема крупнотоннажных контейнеров в помощь контейнерной площадке станции Нижний Бестях. Сегодня Компания стремится к тому, чтобы максимально ускорить доставку контейнерных поездов, передаваемых на инфраструктуру АО «АК «ЖДЯ», до станции Нижний Бестях и оперативно перегрузить на автотранспорт с доставкой до контейнерного терминала «Мархинка» в течение одних суток, с момента прибытия контейнерного поезда на станцию Нижний Бестях.
Объем грузов, перевозимых АО «Железные дороги Якутии», стабильно растет, в 2019 году по железнодорожным маршрутам республики было перевезено 6,6 млн тонн, 2020 – 5,97 млн тонн, 2021 год – 7,4 млн тонн, 2022 – 8,2 млн тонн. Сегодня интенсивность грузопотока выросла в 1,5 раза по сравнению с показателями 2019 года.
Идет дорога на Магадан
Одним из ключевых событий 2022 года стало подписание соглашения между Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и АО «АК «Железные дороги Якутии» о взаимодействии по реализации проекта создания новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Строительство более 1,5 тысяч км железной дороги через Восточную Якутию обеспечит 15 % якутян круглогодичной транспортной доступностью, также увеличит долю перевозок железнодорожным транспортом до 45 % и составит более 800 тысяч тонн. Напомним, что участники, прошедшей летом 2022 года конференции «Путь в Магадан» в Якутске, пришли к выводу, что железная дорога начнет окупаться еще до прихода в колымскую столицу. Обоснование базируется на том, что разведанные запасы полезных ископаемых по ее направлению оцениваются в 5,2 триллиона рублей. Для большей эффективности проект разбит на этапы, и каждый новый этап должен сопровождаться началом освоения месторождений. Пилотным проектом станет строительство железной дороги от Якутска до села Хандыга на берегу реки Алдан. Проектирование этого участка завершат в 2025 году, а само строительство – в 2027 году. Тогда после оценки результата и всех перспектив проект должны расширить до самого Охотского побережья. К 2027 году вся необходимая инженерная документация должна быть готова, начнется строительство, а завершится оно только в 2033 году, когда железная дорога дойдет до Магадана и уже будет официально введена в эксплуатацию на всех участках.
Из Якутии – в Китай
В текущем году, учитывая высокую востребованность пассажирских перевозок, увеличена периодичность курсирования вагонов беспересадочного сообщения со станции Нижний Бестях. Объем перевозок по инфраструктуре АО «АК «ЖДЯ» за первое полугодие 2023 года составил около 4,3 млн тонн – 96 % к факту 2022 года и 95 % к плану. Грузооборот составил 1071 млн тонно-километров, что на 2 % больше, чем за аналогичный период 2022 года и на 4 % меньше планового показателя. Перевозка грузов до станции Нижний Бестях составила 780,3 тыс. тонн – на 11 % больше, чем в прошлом году.
Якутия совместно с Амурской областью реализует проект модернизации Восточного Полигона БАМа – железнодорожного мостового перехода Джалинда – Мохэ. Реализация проекта позволит сократит пробег для якутских грузов по Транссибу и БАМу на 2 тыс. километров, а также снизить нагрузку на порты Дальнего Востока.
Уже в текущем году стоит задача по реализации первого этапа проекта – это возобновление работы пункта смешанного автомобильно-водного пропуска Джалинда – Мохэ и комбинированная доставка грузов железнодорожно-автомобильно-водным транспортом.
За первое полугодие 2023 года перевезено 182,8 тысячи пассажиров с ростом к уровню прошлого года на 45 %, пассажирооборот достиг 166,9 млн пассажиро-километров, с ростом к уровню прошлого года на 51 %.
Альтернативная энергетика
Компания успешно реализует мероприятия по совершенствованию и повышению надежности энергетической системы компании, по переводу электрогенерирующего оборудования с дизельного топлива на сжиженный природный газ, а также строительство собственных электрогенерирующих устройств направленных на обеспечение объектов компании электрической энергией и теплом.
Напомним, в 2016 году в целях сокращения эксплуатационных затрат на выработку электрической энергии в режиме тестового запуска был произведен монтаж солнечной электростанции мощностью 18 кВт/ч на станции Кердем. В 2018 году увеличена мощность солнечной электростанции до 36 кВт/ч. В год экономия затрат на дизтопливо на этом объекте инфраструктуры составляет около 1 млн рублей, а при учете дополнительных расходов на обслуживание ДЭС экономия составляет не менее 1,5 млн рублей. С целью снижения затрат на топливо планируется переход на эксплуатацию магистральных локомотивов в режим комбинированного питания, при котором частично дизельное топливо будет замещено природным газом.
Социальное партнерство
АО «АК «Железные дороги Якутии», как социально ответственная компания, уделяет значительное внимание одному из важнейших направлений социальной политики – решению жилищных вопросов работников Компании.
За счет собственных средств построены многоквартирные дома для молодых специалистов в поселках Ленинском, Лебедином, г. Алдане. В 2022 году завершено строительство двух общежитий в п. Нижний Бестях. Компания активно участвует в программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. В рамках программы в 2022 году построено 8 многоквартирных жилых домов в г. Алдане, г. Томмоте, с. Якокит.
АО «АК «ЖДЯ» активно участвует в реализации социальных проектов в Алданском районе. Так, с участием якутских железнодорожников в скором времени появятся музей промышленности, очистные сооружения, оздоровительный комплекс в городе Томмоте. Началось строительство рыбоводного завода на реке Алдан, финансирование работ ведется за счет средств АК «ЖДЯ».
Ольга Горбачева