В ноябре одна из самых первых школ Алданского района празднует свое 85-летие. Это необычная школа со своей увлекательной историей, которая тесно переплетена с развитием золотодобывающего района. Кратко это учебное заведение называли ШРМ (школа рабочей молодежи), ласково – «вечерка», но одно верно: до сих пор это учебное заведение остается для многих единственной нитью к получению школьного образования.
«26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Все граждане от восьми до пятидесяти лет, не умевшие читать или писать, обязаны были учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию»
Как и большинство школ данного типа, она была открыта по указу о ликвидации неграмотности населения. О таких школах сняты замечательные фильмы: «Весна на Заречной улице» или «Большая перемена». В самом начале «вечерка» была начальной, затем семилетней школой, первыми годами становления школы руководил Василий Иванович Макаров. В послевоенные годы она обрела статус общеобразовательной. В архивах школы хранятся заметки и статьи о школьных буднях, написанные выпускниками и педагогами алданской вечерней школы разных лет.
Одна из первых выпускниц вечерней школы Екатерина Сергеевна Кунгурцева писала: «Класс наш был дружный, и в школу мы ходили с желанием. Пропуски занятий были редкие, и учились мы неплохо. У всех была мечта учиться дальше. Иногда вместе с учителями мечтали вслух, кто кем станет, каким представляется наше будущее».
Первые учащиеся занимались на базе начальной первой школы, находившейся по улице Октябрьской, с 1957 года школа ютилась в бывшем деревянном здании детского дома им. М. И. Калинина по улице Дивизионной, в котором долгое время соседствовало Алданское медицинское училище. В 2003 году коллективу школы это здание пришлось покинуть в спешке и праздновать новоселье в выделенных трех кабинетах школы № 2, так как бревенчатое помещение уже не один год находилось в аварийном состоянии. Долгожданный переезд в собственное здание состоялся благодаря Галине Гавриловне Мигуновой (Самариной), которая заступила на должность директора в 2004 году. Так, бывшее двухэтажное здание горного политехникума по улице Дзержинского стало новым домом вечерней школы. Это была не новостройка, но все же лучше, чем сгнившая деревяшка или три школьных кабинета. Бывшие мастерские политехникума превратились в комфортные и светлые классы, где и сейчас, несмотря на немодный косметический ремонт, по-домашнему уютно.
Успевали ли обучающиеся «вечерки» совмещать обучение и работу? Помните героев фильма «Большая перемена» Гену Ляпишева, Ганжу, Степана Семеновича Леднева? Эти персонажи очень хорошо охарактеризовали тех самых работяг-школяров «вечерки». Стоит отметить, что социальный и возрастной контингент «вечерки» всегда был достаточно пестрым. Но все же большинство алданской молодежи стремилось повышать свой уровень грамотности, чтобы в дальнейшем с успехом поступить в средние специальные и высшие учебные заведения для получения профессий. Среди выпускников школы немало тех, кто состоялся в профессии и жизни: Северин Поздняков, Галина Красноусова, Геннадий Шкурко, Тагир Гамурзаков и другие.
Стоит отметить, что кроме учебы и работы у школяров была и личная жизнь. Кто-то из учащихся уже был связан узами брака и имел детей, а кто-то встретил там свою первую любовь. Так, например, в стенах вечерней школы познакомились мои родители. Листая архивные альбомы вечерней школы, я была приятно удивлена, когда нашла фотографию выпуска 1977 года, среди выпускников были мои мама и папа. Жаль, что такой фотографии нет в нашем семейном архиве.
А еще школьная жизнь «вечерки» всегда была насыщенной различными общественными мероприятиями. Проводились новогодние вечера, дискотеки, встречи с ветеранами и участниками ВОВ, дружно участвовали школьники в субботниках, ходили в походы на лыжах, принимали участие в проводах зимы и других городских и районных, всероссийских мероприятиях.
Зинаида Исаева: «Вечерняя школа – это настоящее школа, это не проходной двор. Захотел, походил, бросил. В этой школе вы найдете друзей, наставников – учителей, которые видят в вас уже не детей, а взрослых, серьезных людей».
За время существования алданская школа рабочей молодежи не раз прошла реорганизацию, и даже была на грани закрытия, сталкиваясь с финансовыми проблемами и экономическими трудностями, но ее коллектив всегда находил выход из сложившейся ситуации и продолжал прививать тягу к знаниям своим ученикам. Учителя, работавшие в разные годы существования школы, становились для своих учеников наставниками или, как сказала бы молодежь нынешнего поколения, гуру и коучами.
Конец 1990-х и начало 2000-х стал для школы новым периодом, тогда в «вечерку» потянулись те, кто по каким-либо причинам не смог обучаться в средней школе. Как правило, это «трудные» подростки. Таким «неудобным» детям нужны были особый подход и любовь. Репутация у школы рабочей молодежи стала несколько иной. Помню, как в юности родители меня даже припугивали наличием такой школы: «Не будешь учиться в обычной школе, пойдешь в вечернюю. Скажу честно, тогда это звучало страшно.
Эта «угроза» стала пророческой, в вечернюю школу все же я попала, даже имея за плечами полное среднее образование. Решив поступать на журфак, для поступления в вуз требовалось сдать ЕГЭ, а у меня, окончившей школу в 2000 году, не было опыта в сдаче подобных экзаменов. Я столкнулась с проблемой, что среди педагогов общеобразовательных школ желающих подготовить меня, окончившую более десяти лет назад среднюю школу, к Единому государственному экзамену за три месяца не оказалось. Мне посоветовали обратиться в вечернюю школу, и я пошла. Моим репетитором стала учитель литературы Татьяна Сергеевна Яковлева, искренне ей благодарна. На ее занятиях я поняла, насколько ребятам повезло со школьным педагогическим составом. Это очень терпеливые, талантливые педагоги, в сердцах которых горит вечный огонь любви к своим подопечным.
На сегодняшний день небольшой педагогический состав школы – это не только педагоги с богатым стажем, но и молодые специалисты, пришедшие в школьные стены по зову сердца: Наталья Михайловна Смокотова преподает химию, биологию, географию, Татьяна Сергеевна Яковлева – русский язык и литературу, Ольга Геннадьевна Теленкова – физику и математику. В этом году в коллектив пришел молодой специалист Егор Андреевич Матюшин, он обучает учеников «вечерки» истории и обществознанию, а английский язык преподает учитель школы № 9 Александра Алексеевна Степанова. Также с ребятами работает социальный педагог Татьяна Юрьевна Кузнецова, а заместителем директора по учебно-воспитательной работе – Наталья Александровна Пак.
В 2020 году вечерняя общеобразовательная (сменная) школа стала филиалом средней общеобразовательной школы № 9 г. Алдана. И несмотря на то, что с каждым годом взрослых учащихся все меньше и статус школы рабочей молодежи почти утерян, современная «вечерка» решает огромное количество задач. Спрос на учебные заведения такого формата остается до сих пор актуальным. Она продолжает обучать тех, кто в свое время не получил аттестат о полном среднем образовании, уйдя со школьной скамьи в 9-м классе. На заочной форме обучения в этом году обучаются 34 человека, среди них большинство – студенты Алданского политехникума, медколледжа, филиала Якутского музыкального колледжа им. М. Н. Жиркова. К слову, как и в старые времена за парты в этой школе садятся все те же взрослые люди, работающие на производстве. На очной форме «гранит науки» осваивают несовершеннолетние, которые в силу своего социального статуса или неуспеваемости в обычной школе считают обучение в вечерней школе более комфортным. Всего на сегодняшний день в школе 78 учащихся.
История этой школы хранится в памяти многих алданцев. Они с теплотой отзываются о своих дружных годах, проведенных в стенах этой школы. Для многих «вечерка» стала билетом в успешную жизнь.
В гимне вечерней школы есть замечательные строки: «Будь достоин нашей школы, понимаешь. Школы всякие важны, школы разные нужны, но вечерняя стать первой точно сможет. Если встретил ты беду, иль с учебой не в ладу, школа сменная вечерняя поможет».
Анна Юмадилова.