В последние годы в России набирают популярность занятия для детей по ментальной арифметике, каллиграфии и иным программ развития. Что привлекает в ней родителей и педагогов? Полезно ли развивать ребенка с помощью такой необычной системы? Об этом рассказывают алданские предприниматели, педагоги дополнительного образования Светлана Лапухина и Гузель Кавюк. Еще в 2018 году они запустили свое дело, получив муниципальную поддержку в виде гранта начинающего предпринимателя на сумму 300 тысяч рублей, – образовательный детский центр Smartykids («Смартикидс»).
Стартап оказался успешен, востребован и очень популярен у местных жителей. По мере развития коммерческой деятельности у предпринимателей также появилась идея социального проекта.
– С появлением Бизнес-инкубатора и благодаря поддержке Центра «Мой Бизнес» у многих предпринимателей появилась возможность начать свой бизнес. Так и мы смогли осуществить свою мечту и открыть детский центр в Алдане, – рассказывают Светлана и Гузель. – Детский центр интеллектуального развития Smartykids работает уже несколько лет, и за это время мы смогли открыть различные направления развития детей. Одними из первых были ментальная арифметика и скорочтение (по франшизе Smartykids).
– Ментальная арифметика, пожалуй, самое востребованное направление, и не случайно, – продолжают собеседницы, – ведь считать примеры с такой высокой скоростью не под силу даже взрослому человеку, это практически магия. Таких результатов дети достигают благодаря постоянным, систематическим тренировкам, в процессе которых задействуются оба полушария головного мозга, ведь для совершения математического действия, где работает левое полушарие, необходимо представить абакус в уме, что способствует развитию воображения, и это работа уже правого полушария. В процессе тренировок развивается концентрация и устойчивость внимания, память, воображение, что в итоге помогает ребенку лучше усваивать школьную программу. Ментальная арифметика – это спорт, и как в любом виде спорта соревнования являются мощной мотивацией к достижению наивысших результатов. Каждый год наши ребята с большим успехом выступают на всероссийских и международных олимпиадах по ментальной арифметике в Москве, Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге, занимая призовые места. Все это формирует упорство в достижении цели, уверенность в себе, умение работать в команде и радоваться успехам друг друга. Мы считаем, что это огромный вклад в развитие личности.
Работая с детьми дошкольного возраста, делятся педагоги центра, они столкнулись с тем, что не все дети равномерно усваивают программу и навыки, необходимые для усвоения ментальной арифметики, не у всех они сформированы по возрасту. Так в центре появилось направление «Подготовка к школе», которое на сегодняшний день стало флагманским курсом Smartykids.
– Нами были изучены программы образования детей дошкольного возраста, применяемые в других учреждениях дополнительного образования, но большинство из них ограничивалось работой за партами, с листочками, что убивает мотивацию к обучению еще до школы. Поэтому мы стали изучать нейропсихологические основы работы мозга, обучаясь у лучших специалистов в этой области. Результатом стала разработка интегрированной программы по подготовке детей к школе, аналогов которой не существует. Нейропсихологический подход учитывает индивидуальные особенности ребенка и бережно формирует предпосылки к школьному обучению через игру и коммуникацию.
Как отмечают собеседницы, курс получился очень успешным, и к ним стали обращаться родители детей с особенностями развития. Это сподвигло их на получение образования в области дефектологии. Сегодня педагоги проводят индивидуальные занятия по подготовке к школе детей с задержками психического развития, умственной отсталостью и другими интеллектуальными нарушениями. По запросу родителей работают с коррекцией школьных трудностей у детей на курсах «Таблица умножения», «Суперпамять и внимание», «Математика», «Чтение».
Самым распространенным нарушением на сегодняшний день являются задержки психического развития. По данным разных источников, задержка психического развития в РФ встречается у 30 % детей школьного возраста, и отсутствие внимания к этой проблеме еще в дошкольном периоде неизбежно приведет к увеличению числа детей, неспособных усвоить стандартную школьную программу.
По официальной статистике РС (Я) в Алданском районе детские дошкольные учреждения сегодня посещают 47 детей с ОВЗ. Эти дети нуждаются в комплексной помощи специалистов, таких как психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог, невролог и других.
– Работая в нашем центре с детьми с ОВЗ, мы тесно сотрудничаем с коллегами – логопедами, музыкальным педагогом, психологом. Дети, посещающие занятия нескольких специалистов, получающие комплексную помощь, показывают лучшие результаты в обучении, видна положительная динамика в формировании высших психических функций, навыков самообслуживания и учебных навыков. Все это свидетельствует о необходимости создания единого пространства для социальных предпринимателей, где педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, объединившись, смогут оказать всестороннюю помощь, для последующей адаптации детей с особенностями развития в социуме, – рассказывают педагоги Smartykids Светлана Лапухина и Гузель Кавюк.
Сейчас они с коллегами, другими предпринимателями готовят заявки на включение в реестр социального предпринимательства. Подготовить и подать документы по месту им помогает Центр «Мой Бизнес». После получения данного официального статуса, отмечают наши собеседницы, у них появится возможность участвовать в конкурсе на грант по линии Министерства предпринимательства в социальном направлении.
– Конечно, хотелось бы, чтобы подобные или иные меры поддержки в будущем оказывались и на муниципальном уровне, ведь важной проблемой также является доступность дополнительного образования для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. Не у каждого родителя есть финансовая возможность посещать нескольких специалистов, и в данном случае без государственной поддержки таких семей не обойтись, – делятся предпринимательницы.
Безусловно, междисциплинарный интегрированный подход не способен исправить основной дефект у детей с тяжелыми множественными нарушениями, но может сделать качество их жизни значительно выше, поможет овладеть навыками, необходимыми для получения профессии в дальнейшем, и быть полезными обществу. «Вкладывая ресурсы в образование и социальную адаптацию детей с ОВЗ с самого раннего возраста, мы вносим неоценимый вклад в их социализацию уже во взрослой жизни, в их будущее», – говорят Светлана и Гузель.
Свой малый
В прошлом году по инициативе Департамента образования Алданского района и Бизнес-инкубатора они провели семинар для работников учреждении дошкольного образования на тему «Нейропсихологические основы к подготовке к школе детей дошкольного возраста», где поделились опытом с коллегами и получили высокую оценку своей деятельности. Такое мероприятие планируется сделать ежегодным – для вдохновения, мотивации и обмена опытом.
Помимо основных курсов так же в детском центре Smartykids появились творческие направления – столярная мастерская, тематические мастер-классы, арт-терапия. В этом году новым направлением стал курс «Ранее развитие детей» для детей с 3 лет.
Ежегодно в летний период в образовательном детском центре работает летняя смена, где ребята закрепляют пройденный материал, ходят в походы, экскурсии и просто отлично проводят время.
– Наш путь был бы невозможен без поддержки Бизнес-инкубатора Алданского района и Центра «Мой Бизнес». Льготная аренда, консультационная поддержка, заботливое отношение руководства дают возможность нашему маленькому, но такому важному делу развиваться, не отвлекаясь на решение бытовых и организационных вопросов, – отмечают наши собеседницы.
ГАУ РС (Я) «Центр «Мой Бизнес».